Что такое философия Кайдзен и как она помогает улучшать процессы работы? Разбираемся вместе с Роскосмосом
Простая статья о сложном, о японской философии Кайдзен: как ее применять в XXI веке и почему одни компании она поднимает, а другие — разрушает
Кайдзен — новый тренд в компаниях, которые используют Agile. При этом японская философия появилась раньше гибких методов разработки на 40 лет. Для того чтобы написать эту статью, мы связались с одним из сотрудников предприятия, входящего в ГК Роскосмос. Он помог нам разобраться, как большим корпорациям и маленьким начинающим стартапам использовать Кайдзен, чтобы повышать эффективность работы.
И сразу определим, что Кайдзен — это не Канбан. Канбан-методология — это продолжение философии, которую ввела компания Toyota спустя 10 лет после ввода Кайдзен. В чем их отличия:
В этой статье мы не будем разбирать, что значат иероглифы слова «Кайдзен», и не будем мучить читателей 17 принципами непрерывного улучшения. А поговорим про то, как и почему философия послевоенного периода помогает компаниям выходить в топы рынка сегодня.
Что такое Кайдзен
Это философия, возникшая после Второй мировой войны в Японии. Страна пыталась оправиться от послевоенного кризиса. Производителям срочно нужно было выпускать продукцию высокого качества в условиях ограниченных ресурсов. Для этого они приняли решение сокращать издержки там, где это можно, но не снижать стандарты качества.
Но, чтобы выходить на мировой рынок, японцам нужно было и дальше улучшать качество своей продукции. При этом делать ее дешевле западных конкурентов. Из этой нужды и родился Кайдзен.
«Кайдзен — это просто. Ты рассматриваешь все процессы и ищешь методы по их упрощению: снижаешь издержки, сокращаешь этапы производства. Вместо тысячи телодвижений — упрощение».
Сотрудник предприятия ракетно-космической отрасли
Основные принципы философии
Принципы философии содержат в себе 17 пунктов. Мы разберем три основных, которые позволяют компаниям непрерывно расти, завоевывать новые сегменты аудитории и сокращать затраты:
- непрерывное улучшение маленькими шагами. Бизнес должен постоянно проводить анализ процессов и ретроспективы с командой, чтобы вовремя находить узкие места. Если руководитель рассчитывает один раз провести ревизию процессов и забыть про нее, то ему точно не подойдет Кайдзен, который требует постоянной аналитики и развития;
- снижение издержек без потери качества. При этом предприятие не должно снижать планку, если оно сокращает часы работы сотрудников или использует более дешевые материалы;
- участие всех сотрудников и уважение ко всем. Философией Кайдзен должны быть одержимы не только менеджеры высшего звена. Она должна проникать на все уровни работы: от департамента стратегического развития до уборщиков цеха. При этом в команде должно царить уважение и участие к судьбе не только бизнеса, но и каждого человека.
«Если нет вовлеченности всех, то нет результата. Поэтому Кайдзен и называется философией: это не просто методология, а образ мышления всей фирмы. Если предприятию не интересны потребности сотрудников, то сотрудникам не интересны бизнес-цели предприятия. Кайдзен заставляет всех думать обо всех».
Сотрудник предприятия ракетно-космической отрасли
Чем отличается Кайдзен от инноваций
При первом взгляде кажется, что Кайдзен — это тоже самое, что и инновации, но это не так. Инновации — это скачки, а совершенствование по Кайдзен — это планомерное постоянное движение.
При внедрении инноваций руководитель столкнется с большим сопротивлением среди сотрудников, нежели чем при планомерных маленьких изменениях. Потому что очень небольшой процент людей любит новое — остальные сложно адаптируются к резким изменениям.
Маленькие улучшения по Кайдзен, напротив, берегут нервную систему сотрудников и менеджеров, помогают потихоньку, но регулярно вводить улучшения процессов.
Как «заземлить» философию в реальность: Agile и PDCA
Кайдзен — более широкое понятие, нежели Agile, который является инструментом реализации философии, а не просто ее побочным продуктом.
Agile позволяет за счет своей гибкости быстро вносить изменения в бизнес-процессы. Также методология дает предприятиям:
- быстро адаптироваться к новым запросам потребителей и изменениям рынка;
- проводить регулярные встречи с сотрудниками для ретроспективы и мотивировать их;
- держать порядок в бизнес-процессах: делать workflow прозрачным и понятным;
- быстро распознавать «узкие горлышки» в работе, которые приводят к потере качества.
Визуализировать воркфлоу по Agile можно с помощью Канбан-досок, которые усиливают Кайдзен за счет прозрачности и наглядности этапов работы.
Например, в Kaiten менеджер может видеть все процессы сразу на одном пространстве, чтобы следить за прогрессом по всем задачам и/или проектам:
Также он может накладывать ограничения на движение задачи, если она не прошла определенный этап согласования.
Все изменения воркфлоу руководитель может оперативно вносить в настройках пространств, чтобы таск-трекер не просто хранил всю информацию по задачам, а действительно отображал и упорядочивал процессы, чего и требует Кайдзен.
Также внедрять философию непрерывного улучшения помогает круг PDCA:
- Plan — планируй,
- Do — действуй,
- Check — проверяй,
- Act — меняй.
Это методика работы, где компания после планирования и разработки гипотез сразу внедряет их. Затем анализирует проделанную работу и выстроенные процессы и меняет их согласно философии Кайдзен. То есть сокращает затраты ресурсов без потери качества производимой продукции.
Кому подходит философия Кайдзен
Постоянное улучшение подходит тем компаниям, которые стремятся развиваться не только ради повышения выручки, но и для выпуска качественной продукции. Они постоянно обучаются, за счет чего создают адаптивную и устойчивую к новым вызовам и рискам систему.
«Такие компании должны отказаться от традиций. Они рассматривают все возможные тенденции рынка, все политические и экономические изменения потребителей, выстраивая свою политику эффективной работы».
Сотрудник предприятия ракетно-космической отрасли
При этом одни компании могут действительно повышать эффективность и выручку, а другие — погибать из-за некачественного внедрения философии.
Как Кайдзен помог взлететь Toyota и разрушил Nokia?
Кайдзен точно не подходит тем, кто не готов внедрять его на все 100%.
Toyota — положительный пример развития Кайдзен. Производитель автомобилей не только внедрил философию на всех уровнях работы компании еще в 1950-х годах, но и развил ее, разработав методику бережливого производства.
Производитель сократил отходы и увеличил долю вторичного производства. Также Toyota культивирует уважение ко всем сотрудникам, поэтому подчиненные на любом уровне готовы работать на цель всей компании, а не только ради своей премии.
Однако Nokia тоже работала по Кайдзен. Почему в таком случае один из крупнейших производителей мобильных телефонов потерпел крах? Потому что сначала предприятие отказалось внедрять новые сенсорные технологии, а потом пыталось выйти из кризиса путем сокращения 14 000 человек.
«Nokia выкинула главные аспекты Кайдзен — уважение к людями и быструю адаптацию, поэтому компанию, которую мы знали еще 10 лет назад, быстро поглотил IT-гигант Microsoft».
Сотрудник предприятия ракетно-космической отрасли
Итог: почему японская философия прошлого века актуальна по сей день
Несмотря на то, что Кайдзен зародился 70 лет назад, он поддерживает современные тенденции развития компаний:
- упрощение и прозрачность процессов,
- производство в условиях ограниченных ресурсов (бережливое производство),
- уважение к сотрудникам,
- включенность каждого члена команды,
- своевременная адаптация к новым веяниям рынка и экономической обстановке.
При этом важно понимать, что Кайдзен работает только в том случае, если все его основные аспекты соблюдены. Без уважения к людям руководитель не сможет добиться вовлеченности команды, а без вторичной переработки сырья — бережливого производства.