Получаем прибыль: как найти точки роста и приоритизировать задачи
Делимся советами эксперта и рассказываем, как построить дерево метрик, чтобы повысить эффективность продукта
Нет повести печальнее на свете, чем поставить цель и не знать, как ее достигнуть. В моменте сложно понять, за что хвататься, а что отодвинуть на второй план. У любого продукта есть метрики, которые влияют друг на друга и на результат в целом. Как быстро и правильно их вычислить с помощью дерева метрик — читайте в нашей статье.
Что такое дерево метрик
Дерево метрик — это фреймворк, который наглядно показывает взаимосвязь между метриками компании.
Оно подсвечивает зоны роста и наглядно показывает, на каких показателях важнее сфокусироваться и какие задачи приоритетнее. Поэтому принимать бизнес-решения становится гораздо проще.
Какие плоды принесет это дерево
Представьте, как после стратегической сессии вы поняли, что главная задача компании — поднять выручку до конца года. Как повлиять на этот показатель — пока непонятно.
Картина станет яснее, если вы спроектируете дерево:
- вы найдете рычаги влияния;
- поделите зоны ответственности между командами;
- выберите фокусные метрики среди западающих.
Дополнительные бонусы от этого подхода:
- вы быстрее спланируете сосредоточенную стратегию;
- построите прогнозные модели по влиянию метрик друг на друга;
- нарисуете дорожную карту проектов, которые будут направлены на изменения нужных метрик.
Как построить дерево метрик: объясняем на примере типовой модели
1. Выберите фокусную метрику, над которой хотите работать — это и будет корень дерева.
В разных бизнес-моделях подсчет доходов может отличаться, но принципы построения дерева практически идентичны.
В нашем случае это выручка.
2. На первом уровне дерева разложите ключевую метрику на прокси-метрики. Например, у нас есть клиенты — N. Они имеют свою пожизненную ценность — LTV. Это и будут две нижних ветви дерева.
3. Каждую метрику первого уровня разложите на подметрики второго уровня. Например, LTV можно разветвить на две подметрики: время жизни клиента (LT) и выручку от платящего пользователя в единицу времени (ARPPU). N раскладывается на количество новых и старых клиентов.
4. То же самое проделайте с каждым уровнем.
Последовательно определяйте, на что раскладывается предыдущая метрика и как можно ее рассчитать. Делайте это до тех пор, пока разветвлять будет уже некуда.
Что делать, когда дерево уже готово
1. Найдите метрики, которые западают.
Как правило, они ниже средних показателей компании — над ними и нужно будет работать, чтобы прийти к цели.
2. Добавьте ответственного к каждой ветви и листу дерева.
Основные метрики поделите между командами. Общими усилиями вы быстрее придете к результату.
3. Свяжите дерево метрик с вашим реестром OKR.
После этих шагов каждый участник команды будет понимать, какая задача приоритетней, от какой можно отказаться и как это повлияет на цели компании.
Сервисы для построения дерева метрик
Подобные древовидные схемы удобнее отрисовывать в интеллектуальных картах. Вот несколько инструментов:
- привычный для многих Miro — многофункциональный сервис с интерфейсом на английском;
- Simple Mind — интеллектуальная карта с простым управлением на русском языке, но ее возможности сильно ограничены в бесплатной версии;
- XMind — отличается тем, что в России работает только бесплатная веб-версия, оплатить подписку не получится;
- MindMeister — у сервиса приятный дизайн и большой выбор инструментов, но нет бесплатного тарифа, только пробный период на 30 дней;
- Mind42 — тоже прост в управлении, но с шрифтами не поиграться;
- лист или флипчарт — их удобней использовать на стратегической сессии.
Как не облажаться: советы от профи
Роман Казаков, OKR-коуч и эксперт в управлении продуктами, поделился рекомендациями:
- Вначале спросите себя, достаточно ли у вас влияния в той предметной области, для которой вы планируете строить дерево метрик.
Если заранее знаете о барьерах — не теряйте время. - Заранее подготовьтесь к планированию и выделите на это около 2,5 часов.
На первую встречу лучше выделить от двух часов и позвать всех руководителей. Команды должны понимать, как взаимосвязаны метрики и кто за что отвечает. - Хорошо подумайте, на какой метрике сфокусироваться.
Выбор неверной или неактуальной в текущем контексте метрики — частая ошибка. - Сделайте построение дерева регулярной активностью.
Вы сможете смотреть на структуру под разным углом и добавлять новые метрики, если ваш продукт расширяется. С таким подходом вы будете быстрее находить зоны роста и стремительнее повышать результаты компании.
Коротко о главном
Дерево метрик — единая система координат для всех сотрудников компании и главный помощник в принятии бизнес-решений.
Как работать с деревом метрик:
- верно определить фокусную метрику;
- привлечь руководителей всех заинтересованных команд для отрисовки дерева;
- обозначить все возможные подметрики, которые влияют на результат: чем больше уровней дерева, тем проще найти взаимосвязи метрик;
- поделить зоны ответственности между командами .
Зачем его строить:
- чтобы увидеть, как метрики влияют друг на друга;
- понять, где нужно «поднажать», чтобы повысить эффективность продукта и прибыль компании;
- грамотно распределить ресурсы команды;
- выстроить верную стратегию развития.