5 min read

Кому в команде доверить финансовый учет

И как организовать работу, чтобы принимать управленческие решения без ошибок

Финучет, финансовый учет, управленческая отчетность, Кайтен, Адеск
Содержание

Поиском клиентов займется отдел продаж, нового разработчика найдет отдел кадров, уборку сделает клининговая компания. А кто будет считать деньги, да так, чтобы понимать: куда ушло, откуда пришло, сколько забрать, а сколько оставить в бизнесе на случай непредвиденных расходов?

Ответить на этот вопрос пригласили Степана Родионова — предпринимателя и основателя сервиса финансового учета для бизнеса Adesk. Вместе с командой Степан помог наладить прозрачный учет финансов более чем 1 000 компаний из разных сфер. И он точно знает, кому можно доверить считать деньги бизнеса.

Бухгалтеру

В малом и среднем бизнесе, где фонд оплаты труда небольшой, управленческий учет часто доверяют бухгалтеру. Логика простая: он и так работает с деньгами, а значит легко составит один-два дополнительных отчета.

Такой подход кажется разумным, но есть одно «но»: бухгалтер – это специалист, работающий по правилам, строго регламентируемым законами. Его подход к работе не терпит самодеятельности – все должно быть четко.

Что будет, если отдать управленческий учет бухгалтеру? С большой долей вероятности он не будет отличаться от бухгалтерского учета и потеряет всякий смысл. Задача управленческого учета – давать информацию в удобном для собственника или управляющего виде и помогать принимать правильные решения. Едва ли этому способствует отчет, составленный по требованиям ОКУД.

Но будем реалистами – бухгалтерам часто доверяют управленку, поэтому рассмотрим плюсы и минусы это варианта, чтобы вы знали возможные последствия.

Плюсы:

  • У бухгалтера есть финансовые знания. Он знает, что такое отчет ОПиУ и когда применять метод начисления – объяснять азы и тратить время на обучение финансовым тонкостям не придется.

Минусы:

  • У бухгалтера есть своя работа. Ему нужно начислить зарплаты, подготовить отчетность для налоговой, постоянно обрабатывать первичные документы. Управленческий учет ведется по остаточному принципу. А если специалист будет тратить много времени на управленку, неминуемо пострадает его основная деятельность.
  • Он смотрит на цифры взглядом бухгалтера. Он ведет учет через призму бухгалтерских знаний и неосознанно подстраивает его под требования законодательства – это сила привычки. Анализировать и принимать решения на основе таких данных собственнику будет тяжело. Бухгалтер не занимается анализом. Он отвечает за то, чтобы цифры сходились, а анализировать финансовые результаты, искать пути оптимизации расходов и точки для роста прибыли придется самостоятельно.

Финансовому директору

Если в вашей компании есть финансовый директор, смело поручайте управленку ему. Специалист поможет решить задачи по управленческому учету, а вам останется только периодически заглядывать в отчеты.

Плохая новость: если финдиректора нет, найм сильно ударит по бюджету компании. В среднем хороший специалист получает от 100 000 рублей в месяц – это запредельная сумма для большинства стартапов или небольших ИП. Кроме того, ощутимую выгоду такой специалист принесет при условии, что оборот компании составляет как минимум 3 млн в месяц. В остальных случаях вложения в финансового директора обычно не окупаются.

Плюсы:

  • Для финдиректора управленческий учет – основная задача. Он, как и собственник, нацелен на повышение прибыли, сокращение расходов, повышение устойчивости компании.
  • Финансовый директор умеет анализировать и принимать решения в интересах бизнеса. Он расскажет, куда утекают деньги, рассчитает финансовый рычаг, подскажет, прибыльные ли проекты и сам найдет пути решения проблем.

Минусы:

  • Хороший специалист стоит дорого. Конечно, можно найти финдиректора дешевле 100 000 тысяч, но тут возникает риск нанять не профессионала, а, скажем, новичка, у которого и компетенций меньше, и опыта практически нет.
Найти хорошего специалиста по финучету сложно не только из-за высокой зарплаты – мало тех, кто действительно хорошо разбирается в управленке. Но, конечно, если вам это удастся, финдиректор будет знать все нюансы бизнеса, быстро найдет протечки и поможет зарабатывать больше.

Степан Родионов, предприниматель, основатель сервиса Adesk

Рядовому сотруднику

Под рядовыми сотрудниками мы понимаем тех, кто не имеет отношения к финансам – администратора, менеджера, помощника руководителя. В этом случае будьте готовы, что работник возьмет на себя только механическую работу: вносить операции, добавлять статьи, выставлять счета. Аналитику и поиск верных решений помощнику руководителя не поручишь.

Плюсы:

  • Экономия денег компании. Вы неплохо сэкономите на зарплате, особенно в сравнении с финансовым директором. Обычно речь идет о прибавке, а не о дополнительной полной ставке.

Минусы:

  • Сотрудника придется обучить азам. Даже для механической работы важно понимать разницу между начисленным и кассовым методом и знать, чем кредиторка отличается от дебиторки.
  • Может пострадать основная работа. Пока менеджер будет разбираться, что такое маржинальная рентабельность и валовая выручка, времени на другие задачи может совсем не остаться.

Директору или собственнику бизнеса

Некоторые руководители не хотят делегировать работу с финансами сотрудникам и предпочитают заниматься управленческим учетом самостоятельно. Такой вариант особенно хорош для небольших компаний и стартапов, где лишних денег и сотрудников нет.

В Adesk управленческим учетом занимаюсь я сам. Во-первых, потому что он максимально автоматизирован и я трачу на него считанные минуты – для меня это не рутина, а приятный процесс. Во-вторых, управленческие решения принимаю я, а это значит, что мне нужны актуальные и верные данные.

Степан Родионов, предприниматель, основатель сервиса Adesk

Плюсы:

  • У третьих лиц нет доступа к финансовым данным. Вся прелесть управленческого учета в том, что он показывает реальное финансовое состояние компании. А такую информацию абы кому не доверишь.
  • Есть понимание реального состояния бизнеса. Когда руководитель ведет финучет сам, он всегда в курсе, сколько есть денег, хватает ли их для выполнения обязательств, какие платежи и поступления запланированы и так далее. Не нужно никого просить предоставить отчеты или рассказать, как поживает фирма – вся информация перед глазами.
  • Экономия на оплате труда. Не придется доплачивать бухгалтеру, менеджеру или платить полноценную зарплату финансовому директору.

Минусы:

  • Финансовый учет требует времени. Фиксация операций, составление отчетов, аналитика – на все это нужно время, которого у собственников часто не хватает.

Специализированному сервису

Специальный сервис для учета финансов бизнеса не заменит человека, но он сделает процесс проще, а результат – нагляднее. Сервис поможет сэкономить время для более важных задач: бухгалтеру – для отчетности и текущей работы, финансовому директору – для анализа и поиска решений, собственнику – для налаживания процессов внутри компании.

Плюсы:

  • Экономия времени. Операции будут сами попадать в сервис за счет интеграции с банком и вам не придется вручную вносить в таблицу каждую купленную ручку или пачку кофе. А если настроить условия, по которым нужно присваивать операциям статьи расходов и проекты, – это тоже будет происходить в автоматическом режиме.
  • Можно не только анализировать, но и планировать. Бюджетирование, план-факт анализ и платежный календарь помогут предсказывать финансовое состояние бизнеса и принимать верные решения.
  • Есть все нужные отчеты. Не нужно искать формы отчетов, продумывать логику, вставлять сложные формулы – все отчеты уже есть в сервисе. Нужно просто нажать пару кнопок, и отчеты сами построятся на основе внесенных данных.
Финучет, финансовый учет, управленческая отчетность, Кайтен, Адеск
Например, вот такой отчет о движении денежных средств можно сформировать в сервисе Adesk за пару секунд

Минусы:

  • Сопротивление со стороны сотрудников. Если финучетом в компании занимается бухгалтер или помощник руководителя, например, можно столкнуться с нежеланием применять новый инструмент или с банальным отсутствием привычки. Тут поможет система управления проектами: можно ставить задачи и отслеживать их выполнение, а также анализировать затрачиваемое время и, если что, корректировать нагрузку.

Занимается финучетом в компании сам предприниматель или назначенные сотрудники – важно сделать их работу комфортной, чтобы это не повлияло на эффективность основной работы компании.

Если хотите тратить меньше времени на рутину, попробуйте сервис финансового учета для бизнеса Adesk. Интеграция с банками, автоматическое присвоение операциям статей и проектов, наглядные отчеты в два клика – попробуйте 14 дней бесплатно и получите +1 месяц в подарок по промокоду KAITEN23 при оплате любого тарифа.

Получите подробную презентацию Kaiten

Укажите email — куда отправить презентацию
Email *
телефон *
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь получать письма от Kaiten, и также соглашаетесь с  условиями обработки персональных данных.