Кто есть кто: роли и обязанности в Scrum
Часть команды – часть корабля, а точнее – часть небольшой группы людей, работающей над созданием продукта от идеи до реализации и передачи клиенту. В этой статье разберем, что такое Scrum-команда, что позволяет ей быть гибкой и какие роли обязательно должны в ней присутствовать.
Что такое Scrum команда
Как говорится в Scrum guide: «Суть Scrum — небольшая команда людей». Это группа профессионалов, сплоченная одной целью — созданием конечного продукта. Размер scrum-команды обычно не превышает 10 человек, что позволяет команде быть достаточно подвижной, оперативно реагировать на изменения в рабочем процессе и заниматься устранением возникающих препятствий, а также эффективно контактировать друг с другом. Если есть необходимость расширить команду, стоит задуматься о реорганизации и образовании нескольких scrum-команд.
Особенности scrum-команды:
- Кросс-функциональность — участники команды обладают всеми необходимыми компетенциями для создания продукта. Это не означает, что все должны уметь все, но при необходимости узкому специалисту кто-то должен прийти на помощь или заменить его в случае отсутствия. Это обеспечивает независимость команды от внешних факторов.
- Самоорганизованность — члены команды самостоятельно распределяют работу между собой, определяют ценность задачи и назначают дедлайн.
- Соприсутствие — скрам команде необходимо находиться в одном пространстве друг с другом для оперативной коммуникации. Раньше обязательно было находиться как минимум в одном офисе, но с переходом на удаленку обязательным условием стала быстрая связь и ответы на вопросы.
- Сосредоточенность — участники команды занимаются только одним проектом, не распыляясь на другие. Это позволяет максимально концентрироваться на поставленных задачах и добиваться высоких результатов.
- Долгосрочность — так как на формирование новой скрам команды уходит время, участников обычно собирают вместе на длительный срок, поскольку только так можно добиться максимального понимания между членами команды.
Уникальность scrum-команды заключается еще и в том, что она способна заниматься работой над продуктом от этапа концептирования до релиза. Перечисленные выше особенности, такие как кроссфункциональность, самоорганизованность и прочие помогают сплоченной команде увеличить скорость выпуска продукта.
В scrum-команде нет четкой иерархии и очевидного разделения на отделы. Несмотря на равноправие всех участников, в скрам-команде есть особые роли, у каждой из которых своя зона ответственности. Можно ли подстроить уже существующие должности под роли scrum? Нет, иначе не получится работа с фреймворком. Так сколько ролей определено в scrum команде и зачем это нужно?
Роли и обязанности в Agile команде
Недостаточно просто рассказать, какие есть роли в Agile команде, необходимо понимать, кто за что отвечает и чем они друг от друга отличаются.
Product owner
Название роли звучит так, будто выбранный участник команды будет менеджером проекта или тех лидом, но это не совсем так. Владелец продукта соединяет в себе несколько функций, которые обычно выполняют разные сотрудники:
- собирает фидбэк от пользователей и заинтересованных лиц;
- занимается коммуникацией между командой, заинтересованными лицами и пользователями;
- планирует стратегию производства;
- находит средства на разработку продукта;
- занимается распределением бюджета;
- выстраивает маркетинговый план и план продаж.
Основная задача владельца продукта — развивать продукт, формулировать его видение и устанавливать цель для него. Также владелец продукта составляет бэклог продукта и приоритезирует задачи в нем, следит за четкостью формулировки заданий, контролирует работу над проектом на всех стадиях производства.
Когда компания только начинает переходить на Agile, на роль владельца продукта часто назначают члена команды, который разбирается только в одной сфере — главу программистов или маркетологов, но в этом случае рекомендуется обучить кандидата необходимым компетенциям во избежании однобокого взгляда на работу над продуктом. Понимание каким должен быть продукт упрощает контроль качества, так как владелец продукта понимает, что происходит в проекте и на какой стадии находятся задачи.
Помимо профессиональных качеств, роль владельца продукта в скраме требует от участника команды обладать некоторыми личностными качествами, такими как:
- коммуникабельность — для установления близкого контакта со всеми участниками команды;
- лидерство — для направления работы команды и принятия решения;
- настойчивость — для умения убеждать;
- стрессоустойчивость — для сохранения спокойствия в непростых ситуациях.
Scrum-мастер
Участник команды на этой роли несет ответственность за организацию работы команды по фреймворку. Scrum мастер необходим как команде, которая только внедряет Scrum в работу, так и тем, кто давно практикует фреймворк. На роль scrum-мастера можно пригласить специалиста со стороны который будет следить за налаживанием внутренних процессов, подбирать команде подходящие практики и соблюдать ритуалы и правила Scrum. Или же скрам мастером может стать член команды, который уже знаком со всеми нюансами работы по скраму.
Scrum-мастер выполняет роль менеджера в скрам, его главная задача — поэтапно увеличивать производительность команды. Scrum мастер занимается обучением участников команды недостающим компетенциям, вдохновляет участников команды, помогает им решать проблемы и преодолевать препятствия, наблюдает за канбан доской. Одной из важнейшних обязанностей scrum-мастера можно назвать выявление блокеров и работу с ними. Помимо этого скрам-мастер помогает владельцу продукта проводить митинги и ретроспективы, участвует в планировании спринтов.
Одно из требований для будущего скрам мастера — хорошо знать фреймворк Scrum и методологию Agile, а также обладать определенным набором личностных и профессиональных качеств. Подробнее о том, кто такой scrum мастер и о его роли в команде можно прочитать в этой статье.
Development team
Можно пользоваться несколькими переводами — «команда разработчиков», «команда разработки продукта», «команда создания продукта». Участников команды разработки продукта называют «developers». Из-за того, что слово «разработчик» чаще всего ассоциируется со сферой IT, может показаться, что речь идет о программистах, но это не так. В руководстве Scrum указано, что под «developers» могут быть указаны представители разных профессий: маркетологи, дизайнеры, разработчики игр, программисты и многие другие.
Эти участники scrum команды занимаются непосредственно работой с задачами, устранением ошибок, и багов. Размер команды разработчиков от 3 до 9 человек. Команда менее 3 человек не нуждается в введении практик, а у команды, превышающей 9 человек могут возникнуть проблемы в оперативной коммуникации друг с другом.
Участники команды разработки должны соответствовать двум важным требованиям: быть кросс-функциональными и самоорганизованными. Благодаря этому команда может не обращаться к внешним ресурсам и быть полностью автономной. Передача части основной работы на аутсорс (то есть той, от которой зависит успешное закрытие спринта) может замедлить или остановить рабочий процесс.
Совсем не обязательно, чтобы в команде были только специалисты широкого профиля, но важно, чтобы была возможность помочь узкому специалисту или занять его место в случае отсутствия. Комбинация людей и их навыков зависит от нужд команды и нужд продукта. Члены команды разработки продукта сами распределяют задачи между собой, оставляя владельцу продукта и скрам мастеру только наблюдение за прогрессом.
Именно благодаря самоорганизации и кросс-функциональности, которая подразумевает компетенции во многих вопросах, сосредоточенность на результате и взаимозаменяемость, команде не требуются дополнительные роли и должности. Они будут мешать и ограничивать участников команды.
Обязанности development team:
- работа над задачами в рамках бэклога продукта;
- передача точных результатов работы друг другу и заинтересованным лицам.
Открытость — один из важнейших принципов Scrum. Если участники команды начнут утаивать друг от друга возникающие проблемы, это может привести к остановке рабочего процесса, уменьшению производительности или переделке большого объема работы. Участникам необходимо знать, кто и над чем работает, как задача связаны между собой и на какой стадии производства находится проект.
Профессиональный инструмент для работы Agile-команд. Попробуйте модуль Scrum на своем проекте
Попробовать бесплатноКак работает scrum команда?
После того, как роли в scrum команде определены, владелец продукта составляет бэклог продукта — описание функций и фич, которые и становятся своеобразным списком задач. После чего составляется дорожная карта проекта и команда приступает к созданию продукта..
В скрам команда работает по четко определенным временным интервалам — спринтам. Они длятся от одной до четырех недель. Структура спринта выглядит следующим образом:
- Планирование спринта. Владелец продукта и скрам-мастер выбирают задачи из бэклога продукта, формируют задачи из пользовательских историй и из запросов заинтересованных лиц, ставятся цели. После этого владелец продукта собирает всех членов команды, объясняет цели спринта, отвечает на вопросы участников. Затем команда распределяет между собой задачи на канбан доске и начинают работать с ними.
- Ежедневные митинги. Это ежедневные встречи команды перед началом рабочего дня и после него. На первой встрече участники команды говорят, чем будут заниматься, на второй — что сделали. Также во время митингов члены команды могут рассказать о проблемах во время работы. Некоторые команды проводят оба митинга в день, другие проводят только один. Митинги важны для scrum-команды так как позволяют контролировать прогресс в работе и оперативно выявлять проблемы. Важно помнить, что на митинге не обсуждается решение проблем, так как на него выделено всего 15 минут. Во время митинга скрам-мастер может подметить трудности у участников команды и после него предложить помощь.
- Обзор спринта. Скрам команда в полном составе или только владелец продукта отчитываются перед заинтересованными лицами о результатах спринта, получают фидбэк, обсуждают бэклог продукта и бэклог будущего спринта. Промежуточные результаты работы также передаются заинтересованным лицам по окончанию спринта.
- Ретроспектива спринта. Скрам команда собирается вместе и обсуждает результаты, что прошло хорошо, какие были проблемы, что нового узнали участники во время работы. Так же тот, кто следит за метриками качества в scrum команде показывает, где именно команда совершила ошибки, где ускорилась, а где не справилась.
Помимо выполнения задач, scrum мастер помогает команде улучшать продуктивность, решая личные трудности и проблемы в рабочем процессе.
Как выбрать роль в scrum-команде?
Команда собрана, определено, какой продукт будет создаваться, — но кем стать? Все участники имеют представление о scrum, работали с фреймворком и имеют достаточные компетенции для работы над продуктом. Если вы сталкиваетесь с вопросом, кем вам быть, подумайте, что вам ближе:
- если вам интересно работать с пользователями, вы обладаете итоговым видением проекта, не боитесь быть лидером, разбираетесь в нюансах бизнеса и пользуетесь доверием заинтересованных лиц, которым вы занимаетесь, вам можно рекомендовать роль product owner;
- если вы отлично разбираетесь в принципах и ценностях scrum, умеете работать с людьми и добиваться их доверия, вдохновляете, умеете следить за показателями и разбираетесь в менеджменте, подумайте о роли scrum-master;
- если вы обладаете набором необходимых для создания продукта навыков и вам нравится их применять, вам подойдет роль developer. Не стоит думать, что это рядовая роль, так как именно участники команды занимаются непосредственно созданием продукта, не отвлекаясь на организационные задачи.
Ключевые роли в скрам команде по ходу работы могут быть изменены — например, если владелец продукта поймет, что не справляется, его может заменить один из членов команды разработки продукта.
Подытожим
Что такое scrum команда? Это группа профессионалов, объединенная одной целью — созданием продукта. Внутри команды нет иерархии, все участники команды равнозначны, однако в скрам команде есть три роли, которые различаются по обязанностям.
Владелец продукта отвечает за связь с клиентами и работает с проектом с точки зрения бизнеса, scrum-мастер следит за соблюдением ценностей скрам, наблюдает за метриками эффективности и помогает команде становиться более эффективной, а команда разработчиков занимается непосредственно созданием продукта.
Какое оптимальное количество членов agile команды разработчиков? Это зависит от нужд проекта и команды, подбирайте людей по качествам и потребностям, но желательно не собирать больше 10 человек чтобы не создавать трудностей в коммуникации.
Можно ли выбрать себе роль? Если вы обладаете необходимыми компетенциями — можно. Но главное в scrum не то, на какой роли вы находитесь, а то, как вы справляетесь со своими задачами.
Успешные компании уже используют Kaiten. Попробуйте специальный модуль для работы по Scrum бесплатно