Мотивация команды в Agile: как повысить удовлетворенность сотрудников

Разбираем вместе с экспертом, как вовлечь сотрудников в процесс работы, чтобы те выполняли задачи не для галочки, а от всего сердца.

Мотивация команды в Agile: как повысить удовлетворенность сотрудников

Agile, по словарю английского языка Уэбстера, — «having a quick resourceful and adaptable character», то есть «обладающий быстрым находчивым и легко приспосабливающимся характером». От команды с такими характеристиками мы ожидаем находчивость, адаптивность, высокую скорость принятия решений. 

В контексте управления проектами Agile — это философия и система ценностей, которые лежат в основе управления IT-разработкой. Такие проекты несут в себе те же  особенности: адаптивность, скорость и находчивость.

Семейство гибких подходов к управлению строится на вовлеченности и удовлетворенности сотрудников, что помогает создавать более продуктивные и эффективные команды. Это помогает компании достигать поставленных целей и поддерживать уровень самостоятельности (а значит, и гибкости) каждого сотрудника.

В этой статье мы рассмотрим, как Agile помогает поддерживать мотивацию к такой вовлеченной работе и какие инструменты и практики можно использовать для достижения этой цели.

Что такое команда и какая у нее мотивация в Agile

Согласно манифесту Agile, главные ценности работы по такому подходу — люди и взаимодействие. Команда должна развиваться и организовываться сама. В работе подразумевается больше свободы, но и больше ответственности за решения.  

В дополнение к манифесту мы можем посмотреть, что про команду указано в руководствах по Scrum и Kanban. В этих методах работы команда по Agile — это группа людей, объединенных общей целью. Они работают сообща для достижения результата и обладают:

  • кросс-функциональностью. В команде объединены люди разной квалификации, которые могут друг друга дополнить и заменить, не привлекая внешних ресурсов;
  • автономией. Они самостоятельно принимают решения и ищут пути выхода из кризисов;
  • самоорганизованностью. В команде нет жесткой иерархии, поэтому нет надсмотрщиков — лишь равноправные участники процесса;
  • фокусом на результате. Все участники имеют единое представление о конечном результате и средствах его достижения.
💡
Agile-команда — это коллектив единомышленников, где взаимодействие происходит на основе гибких принципов: открытой коммуникации, самоорганизации и фокусе на результате. Это помогает добиваться высоких результатов в условиях неопределенности и меняющихся требований.

Объяснение на примере рыбок. Видели, как косяк мелких рыбешек быстро перестраивается? Гибкие, быстрые, самоорганизованные, имеющие единую цель, знающие свою роль и возможности — это и есть идеальный «косяк» Agile-рыбок.

Как мотивировать такую самостоятельную команду, если она внутри себя уже заряжена на достижение результата и готова к работе? И надо ли вообще мотивировать тех, кто и так работает? 

Да, потому что такой заряд может быстро иссякнуть без должного внимания. Мотивация в Agile связана с созданием среды, где каждый член команды понимает свою роль в проекте, ощущает значимость от участия в процессе. То есть мотивированные сотрудники — не просто исполнители задач, а активные участники, которые вносят вклад в улучшение процессов и результатов.

Что такое Agile-среда

Работать с такой командой — одно удовольствие, но Agile-команда в  не Agile-среде не приживется. Как с растениями: если почва не та — рост не пойдет.

Что посадить «растения» в нужную «почву», возвращаемся к принципам манифеста. Разберем на примерах, как их внедрить в повседневную работу и организацию процессов, чтобы команда чувствовала себя комфортно.

Пример №1

Принцип: Самые лучшие требования, архитектурные и технические решения рождаются у самоорганизующихся команд.

Как это можно интерпретировать: Предоставить свободу команде в выборе методов достижения цели.

Как это может выглядеть на практике: Команда самостоятельно определяет список задач, которые они закроют в течение ближайшего спринта, чтобы достичь продуктовых целей. При этом сотрудники несут ответственность за выполнение составленного плана.

Пример №2

Принцип: Изменение требований приветствуется даже на поздних стадиях разработки.

Как это можно интерпретировать: Система управления изменениями включает в себя:

  • своевременное информирование, 
  • быстрое принятие решений об изменениях, 
  • порядок отклонения изменений.

Как это может выглядеть на практике: Команде говорят об изменении приоритетов и целей разработки. Сотрудники оценивают влияние изменений на свои планы и меняют список задач или отклоняют корректировки на ближайший спринт.

Несмотря на то, что Agile-команда гибкая и адаптивная, она в любом случае сначала оценивает необходимость принятия корректировок. Обычно это решение доверяют члену команды с высокой экспертизой в вопросе конкретного изменения. И при необходимости корректируют планы и переносят задачи на следующий спринт.

Исходя из этого можно сформулировать определение Agile-среды:

💡
Agile-среда — это атмосфера прозрачности, открытости, адаптивности и ответственности, которой подчинены все процессы и ценности в компании. Сотрудники в ней могут сами выбирать, какими способами достигать своей цели — они имеют для этого все необходимые инструменты и видят результаты нововведений.

Инструменты и практики для повышения мотивации в Agile

Чтобы выстроить понятную мотивацию, которая поднимет вовлеченность и уровень счастья сотрудников, нужно обратиться к определенным инструментам и практикам. 

💡
Например, команда Альфастрахования подняла уровень удовлетворенности сотрудников за счет ввода в работу новой системы планирования. Почитать об этом подробнее можно по ссылке

Какие техники могут поднять мотивацию сотрудников:

  1. Фокусированная регулярная коммуникация — целенаправленное взаимодействие. Это нужно для прозрачности процессов и результатов, это создает доверие и усиливает командный дух. В каком виде может быть:
  • ежедневные встречи для плана работы на день, синхронизации по задачам и вопросам;
  • самостоятельное распределение ролей на основе личных интересов и опыта, фокус на балансе сильных и слабых сторон каждого участника;
  • планирование задач в таск-менеджере;
  • ретроспективы для оценки командной работы, поиска точек роста, положительных моментов, которые нужно поддерживать на том же уровне;
  • ревью общей проделанной работы, чтобы оценить результат командного взаимодействия. Например, можно провести оценку последнего релиза;
  • дашборд с метриками проекта можно вывести в общий доступ, чтобы было видно, насколько хорошо идет работа в каждой команде. Еще можно регулярно публиковать отчеты о результатах и планах.
  1. Персональные цели и развитие. Несмотря на то, что речь о команде, нужно поддерживать и развивать личные профессиональные навыки каждого участника процесса через обучение и новые задачи. То есть член команды может выбрать проект или технологию, которую хочет изучить, и получить поддержку в развитии. В каком виде это может быть:
  • перфоманс-ревью — систематическая оценка производительности команды; 
  • встречи тет-а-тет для обсуждения плана развития внутри команды.

С помощью этих инструментов командного взаимодействия лидер (руководитель или Scrum-мастер) может понять, как ему вовлечь каждого члена команды. Или как без потерь уволить, заменить, переобучить сотрудника, которому не близки цели продукта и разработки. 

А если без Agile?

Если в команде нет продуктовой разработки, гибких процессов? Если она работает по организационной структуре, которой не подходит Agile, или любит линейное управление, то можно посмотреть приемы из коммуникационного менеджмента, обычного или конфликтного менеджмента. В таких командах работают те же приемы, но с более жестким распределением во времени, без условия постоянной неопределенности:

  • регулярная коммуникация и синхронизация. Подходящие для этого инструменты:
  • мессенджеры; 
  • видеоконференции; 
  • таск-трекеры; 
  • личные встречи; 
  • коммуникационный план проекта;
  • коммуникационный гайд по взаимодействию внутри компании и прописанные в нем церемонии: ежедневные и еженедельные встречи для планирования, синхронизации, решения вопросов;
  • четкое распределение ролей и обязанностей. Инструментами могут быть: 
  • матрица RACI — Responsible (ответственный), Accountable (подотчетный), Consulted (консультируемый), Informed (информируемый);
  • описание ролей — их перечисление в резюме проекта или указание должности/роли в корпоративном мессенджере внутри профиля сотрудника; 
  • коммуникационный план проекта;
  • обратная связь. Культура обратной связи в компании, включающая определенные правила и инструменты для ее сбора, например, голосование в карточках задач; 
  • обучение и развитие. Инструменты: 
  • системы менторства 
  • корпоративные базы знаний с архивами прошлых/похожих проектов, 
  • программы компенсации обучения.

Какие еще есть инструменты для улучшения взаимодействия в команде, можно прочитать в статье

Заключение

Agile — не только подход к управлению продуктовой разработкой, это именно философия и система ценностей, куда входят адаптивность, скорость и находчивость. И мотивация Agile-команд начинается с создания рабочей среды, соответствующей этой философии. 

Внутри такой среды уже проще вырастить команды и сотрудников, которые чувствуют свою значимость, вовлечены в процессы и достижение результатов и, самое главное, удовлетворены своей работой.

Kaiten — удобный инструмент для работы по Kanban Сделайте рабочий процесс наглядным, получайте подробную agile-аналитику, ограничивайте незавершенную работу и ускоряйте время производства
Попробовать бесплатно

Получите подробную презентацию Kaiten

Укажите email — куда отправить презентацию
Email *
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь получать письма от Kaiten, и также соглашаетесь с  условиями обработки персональных данных.