Спринты в программировании: ускоряем команду и достигаем цели

Если вы разрабатываете приложение, а требования меняются и заказчик регулярно просит срочно внедрить новые функции, то важно ничего не упустить и не запутаться. Для этого можно разбить всю работу на короткие спринты и каждый раз выдавать рабочую часть продукта. Это поможет держать фокус и быстро реагировать на изменения. Как спринты упростят разработку и вашу жизнь — читайте в статье.

Что такое спринт, его этапы и компоненты

Во время работы над проектом команде часто приходится выполнять разные задачи. Каждый участник чем-то занят, например: 

  • продумывает и создает архитектуру;
  • делает верстку и UI-логику для новой страницы;
  • работает над модулем регистрации;
  • пишет новую функцию;
  • готовит серверную часть;
  • запускает интеграции с другими приложениями и программами.

Делать все одновременно не получится, поэтому команда выбирает фреймворк, часто Scrum или Kanban, расставляет приоритеты, разбивает процесс на спринты и работает над инкрементами

Инкремент — завершенный фрагмент продукта, который готов к использованию. В конце каждого спринта инкремент должен быть таким, чтобы его можно было выпустить для потребителей — работоспособным и завершенным.

Спринт в программировании — это определенный интервал времени, за который команда фокусируется на выполнении определенных задач в рамках большого проекта. Цель разработчиков — получить рабочий инкремент и обратную связь, создать качественный и подходящий аудитории продукт. Обычно спринт в проекте занимает от 1 до 4 недель. 

Варианты визуализации доски в Kaiten — с помощью доски «Скрам» можно организовать спринты

Цель спринта — единая задача, которая дает команде общее направление движения. Основная идея в том, чтобы разделить большой проект на мелкие задачи, которые реально выполнить за короткий период. Так проще взаимодействовать и выполнять работу. 

Так выглядит цель спринта в Kaiten

Чтобы спринт в разработке помог эффективно работать, он должен состоять из нескольких последовательных шагов:

  1. Планирование. Команда определяет, какие задачи и как нужно выполнить, ставит цель. Важно, чтобы это были относительно небольшие, управляемые и несложные работы, которые приведут к определенному результату. 
  2. Выполнение задач. Разработчики выполняют задачи, постоянно взаимодействуют друг с другом, делятся опытом и знаниями. Каждый день проводят daily — встречу команды для синхронизации действий.
  3. Обзор. Перед завершением спринта сотрудники определяют, насколько были выполнены цели спринта и какие доработки потребуются, презентуют заказчику инкремент продукта. Также собирают обратную связь от заказчика, чтобы лучше понять, в каком направлении двигаться дальше.
  4. Ретроспектива. Событие после обзора и перед планированием следующего спринта. Команда изучает прошедший спринт и определяет, что можно улучшить, и составляет план улучшений на следующие периоды.

Эти этапы повторяются каждый раз, пока команда не покажет заказчику полностью готовый к реализации продукт. 

💡
Как проводить спринт в Scrum, кто в нем участвует, и как сделать его успешным — читайте в статье «Разделяй и властвуй, или что такое спринт в Scrum»

Когда нужны спринты в программировании

Спринты в программировании особенно нужны, когда вы сталкиваетесь с неопределенностью, сложностью и необходимостью быстрой адаптации. Есть несколько сценариев, когда работа по спринтам помогает упростить и ускорить разработку.

Так может выглядеть пространство разработчиков в Kaiten

Спринты в программировании особенно нужны, когда вы сталкиваетесь с неопределенностью, сложностью и необходимостью быстрой адаптации. Есть несколько сценариев, когда работа по спринтам помогает упростить и ускорить разработку. 

Большие и сложные проекты. Команда может готовить проект, который нельзя заранее детально спланировать. Спринт поможет разбить всю работу на мелкие и управляемые части. 

Например, разработчики создают ERP-систему для предприятия. При работе по Waterfall они будут работать над продуктом несколько месяцев или лет. В конце они все равно могут получить программу с критичными ошибками и неудобную для потребителя.

Со спринтами они поделят программу на модули и будут их запускать по мере готовности. 

Неясные требования потребителей. Бывает, что разработка уже началась, а рынок не до конца изучен или заказчик не может четко зафиксировать детали. Требования к продукту выясняют во время работы над ним, из-за чего приходится быстро адаптироваться и корректировать бэклог.

Если разработчики будут работать спринтами, то уже после первого релиза инкремента они выпустят ключевую функцию и соберут обратную связь на следующие периоды. Так они узнают, какие еще функции нужны потребителю, и включат их разработку в цели следующих спринтов. 

Быстрые изменения условий рынка или бизнес-требований. Когда команда работает в рамках каскадной модели разработки, она не способна быстро реагировать на изменения. Например, если конкурент выпустил новую фичу, то придется ждать нового бюджета, чтобы ее реализовать. 

Со спринтами команда оперативно добавит новую приоритетную фичу в бэклог и в ближайший спринт. Сотрудники могут корректировать приоритеты и очередность реализации, чтобы выпускать конкурентные функции в первую очередь.

Сложная реализация. Команда может выделить в спринт проверку технологии или идеи. Если это не работает, то на выяснение команда потратит минимум времени и средств. Так вместо долгой разработки всей системы можно протестировать фичу на небольшом объеме информации и отказаться от реализации при неудачных результатах.

Что лучше: спринты или классический метод управления

Спринты — это инструмент для гибкой, итеративной разработки по Agile. Так команда может эффективно создавать ценные продукты в условиях неопределенности, даже если невозможно заранее определить все требования.

Есть и другой путь — классическая каскадная методология разработки Warelfall. Это линейный метод управления, в котором каждый следующий этап может начинаться только после того, как завершится предыдущий. Так проще управлять проектом, если все его детали заранее известны, а требования не будут меняться. 

Чтобы вам было проще разобраться в различиях между двумя методами управления проектами — спринтами, как частью Agile, и Warelfall — мы собрали все аспекты в одну таблицу:


Waterfall

Спринты (Agile/Scrum)

Основной подход

Линейный, последовательный (фаза за фазой)

Итеративный и инкрементальный (короткие циклы, постепенное наращивание продукта)

Планирование

Детальное и на весь проект, выполняют на старте

Высокоуровневое на старте (Product Backlog), детальное – на каждый Спринт (Sprint Backlog)

Объем работ

Определяют и «замораживают» в начале проекта, изменения не желательны

Гибкие, изменения приветствуются и включают в следующие спринты

Поставка ценности

В конце весь продукт целиком

В конце каждого спринта работающий инкремент

Обратная связь

На этапе финальной приемки 

В конце каждого спринта

Реакция на изменения

Трудная, требует сложных формальных процедур

Встроена в процесс, изменения учитываются при планировании

Риски

Часто обнаруживают слишком поздно, их дорого исправлять

Выявляют и исправляют на каждом спринте

Вовлечение заказчика

В начале и в конце

Постоянное и активное

Предсказуемость

Пытается быть предсказуемым весь проект

Предсказуемый в размере спринта

Выбор между каскадной и гибкой моделью часто зависит от конкретных условий проекта, структуры команд и сферы компании. 

Часто Waterfall лучше подходит, если важна конкретика и можно четко спланировать проект до финала. Если команда разрабатывает ПО для медицинского оборудования, то у нее есть четкие требования и последовательность этапов, они стабильно идут к достижению поставленной цели. Задачи будут перемещаться строго по порядку, а итерации не понадобятся, ведь требования неизменны. С другой стороны ошибки из-за спешки или внезапных изменений недопустимы и могут стать критическими. 

Agile лучше справляется, если важна гибкость, быстрая реакция на изменения и взаимодействие с клиентом. Если команда разрабатывает фитнес-приложение, то ей лучше работать по спринтам:

  • в первом спринте реализуют базовые функции — подсчет шагов и основные кнопки;
  • выполняют задачи спринта за 2 недели, тестируют и показывают заказчику;
  • во втором спринте на основе отзывов добавляют уведомления о целях;
  • если заказчик хочет срочно добавить экспорт данных, то эту задачу добавляют в бэклог и приоритизируют.

Канбан-доска покажет прогресс каждого спринта и задачи в бэклоге, а отчеты — скорость команды и ее продуктивность. В этом примере задачи могут меняться, а частые релизы позволяют быстрее выпускать продукт с учетом пожеланий пользователей. 

Kaiten — российский сервис для совместной работы Все процессы компании в одном месте: проекты, задачи, цели, сотрудники, документы, переписки, отчеты, заявки.
Попробовать бесплатно

Как организовать спринты в Kaiten

Чтобы проводить спринты, отслеживать их результаты и постоянно улучшать рабочие процессы, стоит использовать канбан-доску.

Канбан-доска — эффективный инструмент для приоритизации. Мы размещаем задачи и закладываем в пространство сигналы о происходящем. Это помогает формулировать правила. Например, что делать сейчас, что — следующим, а что можно отложить.

Роман Петров, Agile Coach в Сбере

Если выбирать доску из онлайн-сервисов, можно использовать Kaiten — профессиональный инструмент для работы IT-команд. Главный инструмент сервиса — работа по канбану и Scrum, есть специальные шаблоны для работы. Это две доски Backlog и Sprint с тремя колонками: «Бэклог», «В работе» и «Готово».

💡
Шаблон можно корректировать под свои требования — создавать сколько угодно досок и колонок, давать им различные названия, визуализировать приоритеты и работу, приглашать любое количество участников на каждую доску.

Например, можно оставить стандартное количество колонок, но добавить дорожки для планирования следующих спринтов.

Любую дорожку можно свернуть

Можно использовать готовый шаблон Scrum-доски или создать свою. В ней можно будет добавлять задачи в бэклог и в спринт:

Чтобы начать новый спринт на имеющейся доске — кликните на три точки и на «Начать спринт» в выпадающем меню.

Чтобы все участники видели и учитывали в работе цель, ее можно указать в настройках создания спринта. Так вы зафиксируете дату окончания и цель вверху доски, над колонками.

Разложите сложный процесс на простые этапы, запустите спринт и передвигайте задачи по мере их выполнения. Если нужно — используйте подколонки для большей детализации:

Так выглядят колонки и подколонки

Разделите задачи на досках по приоритетам, типу работы, заказчикам или исполнителям с помощью горизонтального деления на дорожки:

Так можно визуализировать любое количество дорожек

Также крупные задачи можно разделить на подпункты, назначить сроки и даже ответственных для каждого из них с помощью чек-листов:

Чек-листы в карточке

Если вы взяли задачу, но по какой-то причине она не может быть закрыта в срок, вы можете ее заблокировать. Например, если сотрудник заболел или у вас мало материалов для работы над задачей.

Когда все задачи будут выполнены — можно завершить спринт. Кликните на цель и на кнопку «Завершить».

Краткая информация по спринту

После каждого спринта можно изучить отчеты по работе — например, по скорости команды или график сгорания задач. С их помощью проще следить за ходом проекта и оценивать нагрузку на сотрудников.

График сгорания задач

Также вы можете провести анализ блокировок, чтобы понять причины остановки работ над задачами и подобрать решения для них. 

Jira или Kaiten собирают все необходимые данные для аналитики работы команды. А также позволяют использовать дополнительные инструменты глубокой аналитики.

Роман Петров, Agile Coach в Сбере

Чтобы вам было проще организовать свое первое пространство — используйте один из наших шаблонов, добавьте к нему нужные элементы и назовите, как вам удобно:

Подробнее о том, как эффективно организовать рабочие процессы и быстрее выпускать продукты — читайте статью «Как разработчику организовать пространство в Kaiten».

Заключение

Спринты — мощный каркас для гибкой разработки, который помогает командам двигаться к цели, адаптироваться к изменениям и регулярно поставлять ценность.

Чтобы эти циклы действительно приносили результат, а не были формальностью, стоит использовать таск-менеджер. Команда сможет передать Kaiten рутину планирования, отслеживания и анализа, чтобы сфокусироваться на разработке и создании ценного продукта.

Успешные компании уже используют Kaiten Попробуйте расширенный функционал на своем проекте бесплатно
Попробовать