Passion-Driven Decision Making: как создавать проекты через интуицию и не прогореть
Слышали от инвесторов, которые разрабатывают свои стартапы и проекты: «Мне пофиг — я так чувствую!»? Или хотели бы сами разработать проект, исходя из своей «чуйки», а не данных о рынке? Тогда эта статья точно для вас.
В этой статье вместе с Давидом Асатряном, создателем Alcor Hub и Camp Tattoofeel (центров для развития креативных стартапов и проектов), мы рассмотрим, как создавать проекты на основе интуиции, а не аналитики, и не сливать бюджет.
Введение
Часто я слышу обратную связь от инвесторов: «Я хочу именно так! Мне плевать, что говорит рынок — вот вам деньги, идите делайте мой проект». Страшный сон для менеджера, который привык работать по классическому продуктовому подходу… Ведь, если подобные проекты существуют в продуктовом мире точных данных и цифр, неужели они дают деньги создателям?
Мы привыкли, что в проекте основа — это аналитика и статистика. Перед запуском мы исследуем рынок и спрос на потенциальный продукт. После разработки и релиза мы анализируем реакцию аудитории и, если наш продукт никто не покупает, то аналитика позволяют увидеть, почему так, что нужно улучшить, чтобы продажи всё-таки пошли.
Но в процессе работы над разными проектами, я увидел ряд ниш, где прибыль приносит противоположный подход разработки продуктов. Подход, где создатели принимают решение на основе интуиции, а не четких данных, и это работает. В каких сферах можно полагаться на «чуйку», разберем в этой статье.
Подход Passion-Driven Decision Making
Удивительно, но факт — в работе я часто вижу, что наиболее эффективные решения появляются не на основе собранных данных и их аналитики. Даже больше того: слишком много аналитики может вводить в заблуждение креаторов и приносить больше разрушения и вреда, нежели пользы. Тогда что помогает искать прибыльные ходы? Тут в игру и вступает Passion-Driven Decision Making — способ принятия решений из интуиции и страсти.
При этом метод не говорит, что мы должны полностью игнорировать данные. Но применение Passion-Driven обязывает нас прислушиваться к интуиции, склоняться к творческому подходу, глубинно понимать красоту вещей и их предназначение.
Однако Passion-Driven Decision Making не может применяться во всех проектах. Такой подход влечет за собой риски и в неумелых руках может привести к закрытию проекта. Но если вы обладаете всеми нужными условиями для реализации своих идей через интуицию, то метод поможет создать вам что-то экстраординарное. Эти необходимые условия мы рассмотрим ниже.
Чем отличается Passion-Driven от классической продуктовой разработки
В моей практике первый раз я столкнулся с этим методом, когда один из инвесторов, чей проект мы с командой запустили, негодовал: «Зачем нам эта аналитика? У каждого сотрудника здесь опыт больше 10 лет в его специальности. Говорите, что надо делать, и мы будем это делать».
Но мы не стали полностью исключать статистику и точные данные из работы. Мы лишь использовали их по-другому: не для источника идей, а для обоснования отказа от идеи. То есть страсть «фильтруется» данными.
Но это всё равно несет свои риски и подходит определенным людям и сферам. Цель проекта и исследования не в оптимизации ресурсов, а в реализации инновационных идей, которые выходят за рамки обычных решений. В таком случае аналитики точно недостаточно.
Для классического project-менеджера всё это кажется кошмаром, но мы уже видели с вами, что такой подход работает. Например, 50% из вас читает эту статью c IPhone. При запуске в разработку первого Айфона данные показали, что потребители не нуждаются в таком устройстве. Но Стив Джобс видел в этом будущее и выпустил революционную для 2000-х годов модель телефона.
И знаете, что еще может взорвать вашу реальность? Если продукт не покупают, то мы ищем другую аудиторию или переупаковываем разработку, а не анализируем ЦА по новой.
Виды проектов «из страсти»
В интуитивном подходе есть 2 типа проектов, которые мы рассмотрим в этом разделе статьи.
Markets — сферы, где метод уже показал себя как успешный
Это отрасли, где потребитель покупает продукт не для того, чтобы закрыть базовый потребности, а чтобы жить свою лучшую жизнь из гедонизма. Это такие сферы, как:
- картины и скульптуры современных художников;
- коллекционные вина;
- бренды люкс-сегмента.
Статистика скажет вам, что это никому не нужные вещи, но сердце подсказывает другое.
Например, никто не мог предсказать, что сумки Birkin будут продаваться за космические деньги несмотря на то, что богачи должны стоять в очереди за ними. Все аналитики мира предсказали бы провал этой идеи, но основатели фирмы решили иначе и не прогадали.
Еще один пример — Louis Vuitton. СЕО группы компаний Арно Бернар говорит, что бренд продает желание и страсть, поэтому маркетологи компании не занимаются исследованиями и аналитикой. Louis Vuitton лишь формирует «правильную» команду с нужным чувством прекрасного и дает им полную свободу в создании вещей. Вывод об успехе новых дизайнерских разработок бренд делает уже после выпуска продукции.
В подобных случаях страсть приносит больше выгоды, чем сухие данные и привычная логика. По этому методу художники создают свои картины такими, какие они нравятся именно им, а не потребителям. Они игнорируют популярные форматы и идут за своим сердцем, а уже потом ищут аудиторию, которая будет покупать их картины.
Я видел много раз, когда маркетологи и продакт-менеджеры продвигали художников привычными инструментами и каждый раз терпели крах. Они пытались менять продукт, а не упаковку или покупателей. А искусство не должно служить продажам.
Пет-проекты для забавы
Второй тип — это небольшие проекты, где нет больших рисков, но есть высокий шанс для самореализации и развлечения. Вы делаете продукты не из желания заработать, а потому что любите играть и оставаться в игре, как можно дольше.
Но даже в этом случае слепо идти за страстью — опасно. Она затмевает глаза и заставляет игнорировать предупреждения об опасности. Вы можете совершить ошибки, которых могли бы избежать, если вовремя уделили пристальное внимание подозрительному элементу работы.
Метод принятия решения на основе интуиции делает страсть движущей силой, а не заставляет отказываться от здравого смысла и логики. Мы говорим о том, что нужно доверять инстинктам в тот момент, когда данные не дают ответы на наши вопросы. И если сочетать данные и страсть с умом, то проект может прийти к феноменальным результатам. Но всё ли так просто? Разберем неочевидные подводные камни Passion-Driven и условия, чтобы проект приносил результат.
Страстные инвесторы, полумертвый гендиректор и система — необходимые условия выживания проекта
Есть такой класс инвестиций, как Passion-Driven Assets, в которые последние несколько лет предпочитают вкладываться инвесторы уровня HNWI, UHNWI и UHNWI+. Доля таких инвестиций составляет в портфелях инвесторов уже около 25%. Самые частые проекты в Passion-Driven Assets — это коллекционные вина и искусство современных художников. И еще это небольшие стартапы, где инвесторы, как в песочнице, создают то, что угодно их душе, а не нужно рынку.
И если к project-менеджеру попадает такой проект, то он обязан создать среду, где инвестор сможет развлекаться с разработкой так, как хочется именно ему. Нужно забыть про мысли из умных книжек по продуктовой разработке, что «прожект должен быть генеральным директором». Нет, менеджер создает конвейер продуктов инвестора, куда тот закидывает свои идеи и получает реализованный завершенный продукт по своей задумке. Всё.
И запомните, подобные проекты — не место для постоянных правил и классических подходов к разработке. В них инвестор может в любой момент поменять требования к продукту. Но есть ряд необходимых условий, чтобы проект принес успех, а не разочарование:
- Инвестор не может делегировать задачу создания видения. Он хранитель своей идеи. Если инвестор попытается объяснить суть проекта какому-то Product Owner, тот все равно не сможет понять ее на 100% и сделать итоговый продукт таким, каким его видит инвестор.
- Фиксируйте бюджет на проверку гипотез. Это деньги, с которым вы готовы расстаться, чтобы протестировать, что работает, а что нет.
- Соблюдайте производственные циклы. Да, требования к продукту будут постоянно меняться, поэтому важно, чтобы конвейер по реализации идей инвестора был готов воссоздать каждую из них. И чтобы управлять хаотичным потоком «гениальных» идей нужна система. Самая простая для понимания и внедрения — Agile.
- Компетентные сотрудники-достигаторы, которые умеют снижать риски и работать в условиях высокой неопределенности. Джуны и мидлы не подходят для таких проектов — нужны «прожженные» профессионалы.
- Четкое распределение зон ответственности и влияния. Например, продуктологи не вмешиваются в маркетинг, а разработчики не лезут к отделу продаж. Организовать такой процесс работы можно, внедрив систему управления проектами.
- Стратегия бесконечной игры — у самурая нет цели, есть только путь. Так и в Passion-Driven: задача проекта — прожить, как можно дольше, а не победить на рынке.
И учтите, что инвестор будет избегать рутинных задач и делать только то, что ему интересно. У него уже есть другой денежный бизнес, в котором он занимается тем, чтобы вытаскивать предприятие из кризиса. В своей «песочнице» он хочет, чтобы с неприятными ситуациями разбирался генеральный директор, а не он сам. Значит, в команде точно должен быть человек или даже несколько специалистов, которые вовремя заметят намечающийся кризис и вырулят из сложной ситуации. А это очень нетривиальная задача, которая требует исключительных навыков факап-менеджмента.
Но, чтобы в эти факапы впадать как можно реже и действительно создавать что-то интересное и стоящее, нужно выстроить систему с высокими стандартами на всех этапах реализации.
Команда, которая «потянет» интуитивный подход
Чтобы команда могла вынести такой уровень неопределенности, разделите ее на три группы:
- Icebreakers — ледоколы, которые общаются с инвестором и максимально оперативно понимают, что он хочет получить на выходе. Они должны быстро собрать макет, показать его инвестору и проверить то ли это, что нужно рынку. Также они должны протоптать все тропинки, которые нужны для дальнейшей разработки.
- Changers принимаются за работу следующими и на основе фундамента ледоколов создают продукт по более классическим принципам разработки.
- Runners оптимизируют работу и анализируют метрики проекта.
Но будьте готовы к тому, что вам придется полностью переписывать код, так как внезапные гениальные озарения инвестора будут преследовать вас до самого релиза и даже после.
При этом инвесторы требуют быстрых изменений и результатов, поэтому выстроить прозрачное взаимодействие между группами, чтобы changers могли быстро адаптировать идеи ледоколов под обычную разработку — превращать мысль в реальность.
Также сфокусируйте команду на создание минимально жизнеспособного продукта (MVP), а не минимально любимого (MLP). Иначе работа принесет лишь еще больше задач, а не продажи.
Что может всё испортить
Если видение будущего продукта оказалось нерентабельным, то проект можно считать провальным. Это тот риск, которого невозможно избежать. Единственное, что вы можете сделать — минимизировать издержки с помощью продуктовой разработки. То есть необходимо как можно быстрее завершить разработку и вывести продукт на рынок. Также важно максимально быстро с минимальными затратами реализовывать и проверять идеи одну за другой.
И тут наступает второй риск — выгорание команды. Чтобы снизить этот риск, подбирайте специалистов, для которых также важен процесс, а не результат — путь, а не цель. И каждый день доносите им мысль, что успех — это погрешность, неудача — норма. Да, это нормально, что из 100 идей рабочей окажется одна.
Мероприятия для поддержки духа команды:
- ретроспектива успехов, когда каждый участник рассказывает про свои достижения в рамках проекта, даже про самые незначительные;
- празднование провалов, где все хвастаются своими ошибками и рассказывают, чему провалы их научили. Самые феноменальный провал отмечается премией или отпуском.
В интуитивной разработке важно научить команду ошибаться и правильно реагировать на неудачи, а не избегать факапов.
Заключение: стоит ли идти в этот рынок
На первый взгляд кажется, что такие проекты возникли из проблемы избыточных денег, но пытливый мозг может найти для себя в этом новые нетривиальные задачи и возможности. Тем более, что рынок таких проектов — стартапов, которые богатые люди запускают для развлечения — очень плохо обслужен. Поэтому инвесторы готовы хорошо платить за работу тех, кто сможет довести их идеи до реализации.
Например, за рубежом есть стартапы, которые хранят документы о наследстве и затем безопасно передают имущество наследникам за 5 000 долларов в год. Такой же Яндекс Диск, но с дополнительными опциями.
Последние несколько лет я вижу, что многие стартаперы заходят в рынок обслуживания богачей и отлично себя чувствуют в нем, оперативно поставляя им ценность нужного продукта.
Но неужели разработка из страсти подходит только этому сегменту инвесторов? Что делать, если у вас нет денег, но есть уверенность в своей идее, читайте в следующей статье.