Что такое продукт: вы продаете или просто показываете?
Представим, что компания решила изменить метод работы и сделать всё по скраму: разработать стратегию, создать бэклог и назначить владельца продукта. Но немногие знают, что скрывается за базовыми терминами: что является продуктом, чем он отличается от проекта и как найти его ценность. Разбираемся с теорией в сегодняшней статье.
Что такое продукт
Согласно руководству Scrum — это фреймворк, предназначенный для разработки, поставки и поддержки сложных продуктов.
Продуктом же называют любую услугу или товар, который продается под именем бренда. Главная задача продукта — закрыть потребность или желание клиента. По Scrum над продуктом трудятся несколько сотрудников или команд, а процесс работы разделяется на итерации (небольшие части).
Чтобы понять суть, особенность и ценность продукта, нужно правильно его классифицировать.
Какими бывают продукты
Продукты могут быть:
- физическими,
- виртуальными,
- гибридными.
Физические в свою очередь разделяются на товары длительного пользования (автомобили, мебель) и краткосрочного использования (напитки, продукты питания).
Виртуальные продукты — это нематериальные объекты, как программное обеспечение или сайты.
Гибридный продукт включает в себя как физические, так и виртуальные элементы. Пример — умный чайник с мобильным приложением для дистанционного управления.
Помимо этой классификации продукты можно разделить на две клиентские категории:
- потребительские,
- промышленные.
Потребительские продукты (B2C) — товары для людей, которые приобретаются для личного использования. Эта категория разделяется на несколько типов товаров по поведению покупателей:
Для чего товар клиенту | Описание |
Повседневный спрос | Это товары для комфортной повседневной жизни. Покупка совершается часто и быстро, без особого планирования. Такие товары легко достать и, как правильно, они имеют низкую цену. Пример: журналы, зубная щетка |
Предварительный выбор | Товары с повышенной стоимостью, перед покупкой которых потребитель тщательно сравнивает их с ассортиментом на рынке, оценивает стиль, удобство использования, упаковку и т.д. Пример: брендовая футболка, телевизор |
Специализированная потребность | Специализированные или нишевые продукты приобретаются частными лицами и фирмами для работы. Пример: запчасти для автомобилей, ПО |
Особый, точечный спрос | Продукты не для ежедневного использования. Их преимущества нужно рекламировать напрямую, чтобы вызвать у клиентов интерес. Пример: страхование жизни, услуги юриста |
Промышленные товары (B2B) — продукты для бизнеса. Если говорить простыми словами, то компания продает свои товары или услуги другим компаниям. Программное обеспечение, как Kaiten или почта от Google, — яркие примеры такого типа продукта.
🚀 Обратите внимание, что ваш продукт может относиться к нескольким указанным категориям. Верная классификация поможет разработать грамотную маркетинговую стратегию.
Например, согласно исследованию, клиент-ориентированные компании имеют на 60% больше прибыли. Поэтому определитесь, какую «боль» решает продукт и какую ценность несет для покупателя.
Чем продукт отличается от проекта
Некоторые компании путают два понятия: продукт и проект.
Проект — это временной процесс, главная цель которого по окончанию получить продукт.
Ниже оставили сравнительную таблицу, чтобы определить важные составляющие и развести два термина:
Проект — автиность | Продукт — результат (приложение, товар, услуга и др.) | |
Длительность | Имеет начало и конец | Не имеет окончания. Если продукт перестает существовать — это отрицательное событие |
Структура работы | Определенный набор задач для достижения цели | Постоянный рабочий процесс для улучшения продукта |
Команда | Собирается под конкретный проект. После его завершения сотрудники пересобирается для других проектов | Поддерживает стабильная группа сотрудников, исправляя баги и дорабатывая продукт |
Цель | Выполнить задание заказчика в ограниченных условиях: временных и бюджетных | Задача команды выполнить требования и найти вектор развития, которые позволят масштабировать продукт |
Проще говоря, проект — процесс. А продукт — его результат.
Понимание ценности продукта для бизнеса
Ценность продукта определяется совокупностью этапов работы: от разработки стратегии до попадания к клиенту. Отвечает за это отдельный человек в команде — владелец продукта.
Владелец Продукта (Product Owner) — специалист, который знает всё о целевой аудитории, отвечает за видение финальной модели продукта и его ценности для клиента. Задача сотрудника — «подружить» предпринимателей, вкладывающих деньги, и разработчиков, отвечающих за реализацию.
Люди покупают решения своих проблем, а не набор характеристик и функций. Поэтому самая главная задача владельца продукта — выявить его ценность, чтобы не тратить ресурсы на нечто ненужное.
В Scrum ценность приоритетнее скорости разработки
Владелец продукта формирует ценность из нескольких критериев:
- Польза для клиента. Почему пользователи должны выбрать этот продукт и почему клиент может продолжить его использовать.
- Сложность реализации товара или услуги в одном из его воплощений (физическом, виртуальном или гибридном).
- Стоимость сопутствующих затрат, как перевозка в магазин или доставка на дом клиенту.
- Удобство, место и время для совершения покупки: в магазине или на сайте.
- Цена — стоимость покупки, владения и продления услуги.
Еще одна обязанность владельца продукта — формирование бэклога задач. Это очередь из заданий, благодаря постепенному выполнению которых команды смогут реализовать продукт. Также он контролирует этапы разработки и связывает между собой команды, например, дизайнеров с копирайтерами и SEO-специалистами при создании сайта.
Советы: как найти ценность своего продукта
Создание ценности УТП (уникального торгового предложения) — это долгий, непрерывный и сложный процесс. Если не знаете, с чего начать — соберите данные о ЦА. Чтобы понять, что нравится клиентам в уже в существующем продукте, а чего не хватает, нужно собирать обратную связь. Для этого можно:
- проводить опросы через почту или социальные сети;
- анализировать общение продавцов и специалистов технической поддержки, которые общаются с клиентами напрямую;
- организовывать фокус-группы;
- собирать впечатления на офлайн-мероприятиях, если такие проводятся.
Также изучите конкурентов — проанализируйте, что отличает их продукт от вашего, какие фишки вам нравятся, а что можно доработать.
И определите сегменты, для которых вы можете создать наибольшую ценность по сравнению с конкурентами. Например, если вы разрабатываете ПО, главным фактором станут свойства и удобства вашего инструмента. Если же вы доставляете цветы в Екатеринбурге, важной будет геолокация (на уровне области, города или его района).
Последние мысли
Четкое понимание того, что представляет собой ваш продукт, может облегчить жизнь компании. А чтобы процессы управления продуктом тоже стали проще и прозрачнее, можете организовать работу в таск-трекере, например, в Кайтен.
Kaiten — инструмент для Scrum-управления продуктами и командами
Попробовать