Agile: что это и как работает гибкий подход к управлению проектами
В чем суть подхода и зачем он нужен бизнесу

Если ваша команда изо всех сил пытается добиться крутых результатов, но ключевые метрики падают, методология Agile может стать решением этих проблем. О том, что такое управление проектами по Agile, какие существуют плюсы и минусы у Agile-подхода и как его применять, расскажем в статье.
Что такое Agile
Agile-подход — это не про документы, отчеты и планирование на годы вперед. А про постоянное общение с клиентом и готовность быстро реагировать на изменения.

Как правило, для Agile-команды характерна работа небольшими порциями — итерациями на 2-3 недели. Внутри каждой итерации собрано несколько задач для реализации продукта:
- анализ,
- проектирование,
- работа,
- тестирование,
- запуск продукта.
После каждой итерации команда анализирует результаты и использует данные для улучшения следующего цикла.
Как появился Agile-метод
Ранее для реализации проектов применялся водопадный (он же каскадный) метод разработки. Суть в том, что проект разбит на «вытекающие» друг из друга этапы, которые заранее планируются и выполняются в строгой последовательности, а возможности откатиться и переделать работу прошлого этапа — нет.
На первый взгляд может показаться, что такое скрупулезное планирование — неплохой вариант. Но на деле появляется огромное количество подводных камней, которые тяжело предвидеть. Например:
- Сложно реагировать на изменения рынка, ведь заранее предугадать проблемы невозможно, а менять план нельзя.
- Проект может растянуться. Из-за зависимости каждого этапа друг от друга в этом случае семеро одного ждут.
- Легко опоздать. Например, к концу проекта можно узнать, что продукт не решает проблему клиента или вообще не работает. А тестирование — самый последний этап каскадного метода разработки программного обеспечения.

Разработчики просто устали от излишней строгости и поняли, что создавать инновационные технологии по старым методологиям просто нельзя. В качестве альтернативы в 2001 и появилась Agile-концепция. В американском штате Юта 17 разработчиков со всего света собрались и подписали манифест об основных принципах Agile.
Ценности и принципы Agile
Манифест о гибких методологиях разработки находится в открытом доступе. На странице вы не найдете упоминания каких-либо программ или сайтов для работы. Но на сайте отображены именно основные принципы Agile-методологии. Возможно некоторые из них покажутся вам очевидными, но поверьте — в начале бюрократических 2000-х Agile-модель стала практически инновационной.
Всего принципов 12:
- Главная задача продукта — удовлетворить клиента.
- Изменять процесс разработки в ходе работы — хорошо.
- Рабочее ПО нужно доставлять клиенту часто, в рамках 2-16 недель.
- Руководители и разработчики трудятся вместе на протяжении всего процесса.
- Над проектом работают заинтересованные, мотивированные сотрудники с комфортными условиями для работы.
- Лучший способ передать информацию — личная встреча.
- Главный показатель успешности проекта — работающий продукт, а не трудозатраты и другие показатели.
- Гибкие методологии разработки помогают постоянному развитию, поддержанию рабочего темпа как на спринтерской, так и на марафонской дистанции.
- Нужно уделять внимание технической стороне и качественному дизайну продукта.
- Важно сокращать до минимума лишнюю работу и не усложнять.
- Самые лучшие команды — самоорганизованные.
- Сотрудники должны регулярно оценивать проделанную работу и улучшать, корректировать ее для большей эффективности.
Из того, что провозглашает манифест Agile, сегодня выделяют 4 ключевых ценности Agile:
- Команда должна стремиться к функциональности продукта, а не упору на подробную документацию.
- Тесное общение с заказчиком намного важнее, чем условия договора.
- Команда должна быть готова к отказу от первоначального плана ради создания финального продукта.
- Люди и их взаимоотношения важнее, чем процессы и инструменты управления.
Как устроена Agile-команда
Agile строится на принципе самоорганизации и равноправия. Здесь нет традиционных «начальников» — есть роли, которые берут на себя участники для эффективной работы над продуктом.

Ключевые роли:
- Product Owner (Владелец продукта): формулирует видение продукта, управляет бэклогом (списком задач) и приоритетами, представляет интересы заказчика.
- Scrum Master / Agile Coach: помогает команде следовать процессу Agile, устраняет организационные препятствия (блокеры), фасилитирует встречи.
- Разработчики (Developers): создают продукт (пишут код, проектируют архитектуру, тестируют). Конкретные типы (бэкенд, фронтенд, DevOps) зависят от проекта.
- UX/UI Дизайнеры: отвечают за удобство и визуальную привлекательность продукта, проектируют пользовательский опыт.
- Тестировщики (QA): Обеспечивают качество продукта, находят и документируют ошибки.
- Технические писатели: Создают понятную документацию для пользователей и команды.
Agile-разработка: плюсы и минусы
Начнем с плюсов:
➕ Гибкость и открытость к любым изменениям. Команда может оперативно вносить изменения в проект, дорабатывать продукт по комментариям заказчика и реагировать на изменения рынка.
➕ Небольшие риски потерпеть неудачу. В каждом цикле работы присутствует тестирование, аналитика и общение с заказчиком. Так можно быстрее выявить проблему и исправить ее, не перебирая этап за этапом, как в каскадном подходе.
➕ Устойчивость к срыву дедлайнов. В аджайл-подходе выставляются гибкие сроки с запасом на задержки и изменения.
➕ Вовлеченность команды. Тесное общение с руководством, коллегами и самоорганизация помогают работать эффективнее и чувствовать свое влияние на проект.
➕ Минимум рутинной работы. Разработчикам не нужно тратить огромное время на аналитику, планирование и заполнение отчетов. Главное — работа над продуктом.
Из минусов:
➖ Проект непредсказуем. В конце ожидания могут совсем не совпасть с реальностью. Возможно, это станет минусом для заказчиков с четким ТЗ.
➖ Потребность в тесном взаимодействии. Команде нужно постоянно общаться с заказчиком, чтобы отслеживать промежуточные результаты и вовремя обновлять продукт.
➖ Тяжелое погружение новых сотрудников. Поменять руководителя или важного сотрудника в процессе работы над проектом — задачка не из простых. Придется уделить приличное количество времени для онбординга нового коллеги.
➖ Непростое внедрение системы Agile. Если компания уже работает по другой методологии, перестроиться на Agile-подход будет сложно. Скорее всего потребуется специалист, который хорошо разбирается в гибких методологиях. А на это нужно заложить и время, и бюджет.
Где используют гибкие методологии разработки
Если говорить о сферах бизнеса, то изначально Agile применялся разработчиками для создания нового программного обеспечения, интерфейсов и игр. Но Agile перестал быть исключительно IT-инструментом. Его принципы — итеративность, фокус на ценности для клиента и быстрая адаптация к изменениям — внедрены в разнообразных сферах. Вот основные направления:
- Разработка ПО и цифровых продуктов. Методология позволяет выпускать рабочие версии продукта каждые 2–4 недели (спринты), тестировать гипотезы на ранних этапах, сокращая риски создания невостребованного функционала. А еще — оперативно вносить правки на основе обратной связи пользователей.
- Финансовый сектор и банкинг. Здесь методология поможет с разработкой мобильных приложений, интернет-банкинга, систем автоматизации. Также Agile ускоряет запуск новых продуктов например, кредитных карт, страховых услуг.
- Маркетинг и диджитал-реклама. В этой сфере методология помогает быстро запустить рекламные кампании за несколько дней вместо недель благодаря коротким итерациям. Также можно проводить A/B-тестирование гипотез и мгновенную коррекцию стратегий на основе данных.
- Образование и HR. Пригодится для адаптации учебных программ под запросы студентов, разработки корпоративных тренингов короткими циклами.
- Управление проектами. В этом случае Agile поможет разных компания управлять проектами, сотрудниками, и в целом процессами в различных сферах, вроде строительста, производства и много другого.
На сегодняшний день гибкая управление по Agile — стандарт для большинства современных проектов. Сейчас его могут использовать абсолютно все: от гигантов IT-индустрии, как Google и Microsoft, до небольших стартапов.
Agile vs Waterflow: в чем отличие
Agile и Waterfall — два принципиально разных подхода к управлению проектами. Их ключевые отличия в гибкости, структуре процессов и адаптивности к изменениям. Разберем основные аспекты сравнения.
Agile и Waterfall — принципиально разные подходы к управлению проектами.
Waterfall — это строго последовательная, «каскадная» модель. Весь проект разбивается на четкие этапы (анализ, проектирование, разработка, тестирование, внедрение), которые идут один за другим. Требования и план фиксируются в самом начале, а внести изменения после старта крайне сложно и дорого. Это делает Waterfall предсказуемым по срокам и бюджету, но негибким. Он хорошо подходит для проектов с абсолютно стабильными требованиями (например, в строительстве) или очень крупных команд, где нужна строгая координация.
Agile, в отличие от Waterfall, — это гибкий и итеративный подход. Проект разбивается на короткие циклы (спринты), обычно 1-4 недели. По итогам каждого цикла команда создает рабочую часть продукта, получает обратную связь от заказчика и может легко адаптировать требования и приоритеты на лету. Это позволяет быстро реагировать на изменения рынка и потребности клиента, снижая риски создания неактуального продукта.
Чтобы понять главные различия, можно ориентироваться на сравнительную таблицу:

В каком случае применять Agile
Вам стоит попробовать Agile, если:
- Команда теряется в потоке задач: не понимает, как распределять задачи, кто за что отвечает и на каком этапе работы они находится.
- Вы ограничены по времени. К примеру, вам нужно выпустить новый более востребованный и полезный пользователям продукт раньше, чем конкуренты. С помощью Agile можно минимизировать время на реализацию продукта и исправление ошибок, появляющихся в ходе работы.
- Результат проекта неизвестен заранее: например, вы что‑то изобретаете или запускаете инновационный стартап. Agile позволит проложить оптимальный путь к работоспособному продукту, несмотря на меняющуюся в процессе работы цель.
Вам не нужно использовать Agile, если:
- Нужен четкий и неизменный результат проекта строго по ТЗ. Например, если вы работаете в сфере с жесткими регулятивными нормами или заранее известными требованиями к проекту.
- Проект предполагает многократное повторение полученного результата. Методология Agile не очень хорошо подходит для повторного воспроизведения. Переводя на жизненные примеры, если вам нужно построить 5 одинаковых домов, то с Agile вы получите 5 уникальных домов, каждый из которых будет отвечать на запросы разных клиентов.
- Agile-проект требует постоянного контактирования с заинтересованными лицами. У заказчиков может просто не быть времени, возможности или желания использовать Agile-менеджмент.








Agile — философия, методология или фреймворк? Разграничиваем понятия
Чтобы понять, как работать по Agile, важно четко разграничить 3 понятия: философия, методология и фреймворк.
Философия отвечает на вопрос: «Что важно?».
Agile — это философия, способ мышления, который помогает решить главные задачи бизнеса: создать ценный продукт, сократить время его производства, снизить издержки и, конечно же, удовлетворить клиентов.
В основе философии гибкого подхода лежит Agile-манифест и его 12 ценностей и принципов разработки.
Методология управления отвечает на вопрос: «Как применить эти ценности на практике?».
Методология — это система принципов и практик, которые рассказывают как организовать работу, чтобы добиться нужного результата в установленный срок. С их помощью можно разложить рабочий процесс на шаги и составить план, например, короткий спринт по Scrum — о нем чуть ниже.
Методологии в Agile не зря называют гибкими — каждую из них можно подстроить конкретно под свою команду.
Фреймворки отвечают на вопрос: «Как именно выполнить задачу?».
Фреймворк — это набор инструментов, задач и процессов, используемых для организации и выполнения проекта от начала и до завершения.

Теперь расскажем про главные методологии управления проектами по Agile.
Методы управления проектами по Agile
В семейство Agile входит несколько разных видов управления проектов — фреймворков. В СНГ наибольшей популярностью пользуются два — Scrum и Kanban.
- Kanban — это метод управления проектами по Agile, основанный на визуализации цели, задач и прогресса. В основе инструмента — канбан-доска.
- Scrum — метод деления работы на спринты — итерации (временные отрезки) для достижения цели. Цель — получить функциональный результат.
- XP (Extreme Programming) — гибкий метод разработки ПО, фокусирующийся на техническом совершенстве и качестве кода через практики вроде парного программирования и частых релизов.
- Lean (Бережливое производство) — это подход, направленный на максимальное устранение потерь (ожидание, переделка и т.д.) и доставку ценности клиенту самым эффективным потоком.
Если хотите узнать больше о разнице фреймворков Agile и понять, какой из них больше подходит для вашей команды, можете прочитать эту статью.
Как внедрить Agile в проект
Самое главное — это разделять философию Agile. Попробуйте начать с «пилотной группы» и рассказать о подходе небольшой команде. Крайне важно, чтобы сотрудники добровольно согласились использовать новый метод в работе. После дайте коллегам время. Если в течение 6-8 месяцев всё хорошо — можно постепенно масштабировать Agile во всей компании. О том, как подготовить сотрудников к переменам мы рассказали здесь.
Чтобы проекты выполнялись в срок и без ошибок, нужны и специальные инструменты управления: планировщики задач, календари, командные доски. Одним из таких сервисов и является Kaiten — визуальная система управления рабочими процессами.
Используя сервис, руководители смогут сделать процесс работы прозрачнее, контролировать проекты и эффективнее распределять задачи между сотрудниками. А сотрудники смогут самостоятельно расставлять приоритеты, чтобы успевать всё в срок, назначать ответственного и хранить в сервисе важные документы и файлы.