Стили руководства: управляем командой осознанно
Разбираемся в основных стилях руководства: как выбрать подходящий для создания нужной атмосферы в коллективе и эффективного управления командой

Текучка кадров в компании, конфликты, атмосфера в коллективе, эффективность работы и в результате прибыль во многом зависят от выбранного стиля управления. Что наиболее эффективно для бизнеса: держать подчиненных в ежовых рукавицах или быть с коллективом на равных? Как вести себя с командой, чтобы сотрудники работали быстро, качественно и с удовольствием? Отвечаем на эти и другие вопросы в нашей статье.
Что такое стили руководства
Правильно подобранный стиль управления заметно повышает результаты работы и снижает уровень стресса сотрудников. Комфорт от взаимодействия с руководством может обеспечить сотрудникам серьезную защиту от выгорания даже при больших объемах работы.
Стили руководства — это модели взаимодействия с командой, определенная логика поведения и принятия решений, набор принципов, на которых строится управление подчиненными для достижения целей бизнеса.
Согласно выбранному стилю, руководитель может по-разному поощрять и наказывать сотрудников, в разной степени опираться на их мнение по рабочим вопросам. От стиля управления также зависит степень формальности общения.
Какими бывают стили управления персоналом

Теоретики выделяют несколько основных стилей руководства, однако хорошие менеджеры стремятся сочетать их в своей работе. Зачастую наилучшие результаты дает подбор приемов того или иного метода управления в зависимости от ситуации.
Рассмотрим подробнее стили менеджмента, определенные немецким психологом Куртом Левином. Его классификацию стилей управления считают одной из общепринятых.
В основу разделения стилей входят такие критерии:
- степень свободы подчиненных в работе;
- ответственность за принятие решений;
- количество времени на решения;
- мотивация сотрудников;
- характер взаимодействия с командой.
Благодаря этим критериям выделили основные стили управления: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный

Жесткая дисциплина, строго определенные полномочия и обязанности сотрудников, централизация власти — всё это про авторитарный стиль управления. Руководитель не терпит возражений от сотрудников, не советуется с ними и принимает основополагающие решения самостоятельно. Он также тщательно контролирует все рабочие процессы и этапы выполнения задач.
Преимущество этого стиля — четкая регламентация зон ответственности и готовые инструкции. Подчиненные знают, что конкретно от них требуется и не отвлекаются от работы на принятие решений. В качестве мотивации используется система поощрений и наказаний, причем наказания в виде различных штрафов и выговоров применяются неукоснительно.
Авторитарный стиль лидерства подойдет для компаний и проектов, в которых нужно быстро принимать решения и не требуется мнение команды. Особенно это актуально в условиях кризиса.
Также этот стиль используют в компаниях, в которых сотрудникам нужно выполнять знакомые задачи по четкому стандарту.
Например, на типографию поступает объемный заказ по печати тиража школьных учебников. Типография уже печатала предыдущую редакцию учебника ранее. В таком случае не требуется обсуждать с командой детали, советоваться и давать ей творческую свободу. Авторитарный руководитель распределяет подчиненных по задачам и устанавливает сроки готовности каждого этапа. Все сотрудники получают четкие указания и делают знакомую стандартизированную работу: производят корректуру, верстку, печать, резку и другие этапы создания учебников.
Другой пример удачного применения авторитарного стиля — управление командой новичков. Представим, что в call-центре стажируется несколько новых сотрудников и им необходимы четкие указания по совершению звонков. Руководитель должен познакомить их со стандартом ответов клиентам, основными сценариями разговоров и целями этого общения. Строгая регламентация позволит новичкам опереться на строгие инструкции, чтобы избежать стресса при нарабатывании опыта.
Авторитарный стиль управления руководителя имеет и недостатки:
- отсутствие свободы для сотрудников: команда не может проявить инициативу, поделиться своим видением проблем и предложить способы их решения;
- ограничение роста сотрудников, из-за которого у них отсутствует желание развиваться в компании. В результате — текучка кадров;
- высокие моральные и профессиональные требования к руководителю. Эта модель управления связана с необходимостью принимать стратегические решения в одиночку и контролировать работу всей команды. С таким высоким уровнем ответственности сможет справиться только опытный профессионал.
Демократический

Если ваш начальник позволяет озвучивать свое мнение по задачам и обсуждать возможные решения проблем — скорее всего, он выбрал коллегиальный, или демократический, стиль управления.
Плюс демократического стиля — решение проблемы высокой нагрузки на менеджера. С этой моделью управления можно делегировать анализ и оценку рабочих моментов. Руководитель продолжает принимать решения сам, но обсуждает их с командой. Подчиненные глубже вовлекаются в процессы, чувствуют доверие и свою значимость в компании, растут профессионально.
Пример применения демократического стиля — запуск нового сайта в компании. К этой задаче привлекаются различные специалисты — дизайнеры, копирайтеры, программисты, маркетологи. Все они могут озвучить свое видение порядка работы на своем участке, предположить срок выполнения задачи исходя из своего опыта, внести предложения по оптимизации процессов. Руководителю в данном случае стоит прислушаться к мнению своей команды, взвесить риски и принять финальное решение о полномочиях и порядке выполнения. Далее каждый участник занимается своими задачами по установленному плану.
В этой ситуации команда чувствует свой вклад в распределение работы, а руководитель получает ценные данные с опорой на опыт своих сотрудников. Это особенно важно, когда дело касается специализированной работы, в которой начальник не является экспертом и нуждается в мнении профессионалов.
Демократический стиль отличает то, что благодаря ему в коллективе чаще всего складываются партнерские, дружеские отношения. Сотрудники уважают других участников команды и лояльны к руководству, которое к ним прислушивается. Также это мотивирует их быть самостоятельнее и организованнее.
Однако такая модель управления увеличивает время на передачу задачи в работу, ведь до принятия конкретных решений необходимо обсуждение с командой. Кроме того, если вы советуетесь с сотрудниками, всем угодить не получится: при разных мнениях кто-то останется недовольным, что позже может перерасти в конфликт.
К тому же, если сотрудники чувствуют, что способны влиять на решения руководителя, они могут использовать это в своих целях, например, выполнять меньше работы, чем могли бы. Поэтому коллегиальный стиль руководства подходит для опытных активных команд, заинтересованных в собственном росте и результатах.
Либеральный

Полная свобода в принятии решений и организации своей работы, самостоятельная постановка сроков и выбор средств выполнения — всё это предоставит руководитель с либеральным стилем управления. К нему можно обратиться за рекомендациями и мнением, с ним легко обсудить на равных рабочие моменты, чтобы в конечном итоге самостоятельно решить, как выполнять свои задачи. Менеджер создает необходимые условия для работы, озвучивает ключевые цели и минимально вмешивается в процесс их достижения.
Достоинства этого метода:
- простор для креативности и самоорганизации сотрудников, возможности для их профессионального роста. Либеральный стиль руководства развивает самостоятельность и инициативность;
- высокая удовлетворенность команды своей работой, ведь результаты и скорость их достижения полностью зависят от приложенных усилий и навыков;
- фокус руководителя на стратегии и общем направлении работы, без отвлечения на детали. Тем не менее он участвует в рабочем процессе, задает команде вектор движения и анализирует результаты.
Например, либеральный стиль отлично подойдет, если руководитель управляет высококлассным рестораном, в котором работает команда профессионалов. Подбор персонала, ведение финансовой отчетности, управление кухней и обслуживание гостей — всем этим занимаются опытные эксперты. В таком случае руководителю достаточно определять общий бюджет и фокусироваться на общей концепции заведения, обеспечивая условия для работы своей команды.
Авторитарный стиль в данном случае может навредить качеству обслуживания, ведь опытным специалистам не требуются жесткие рамки и инструкции. Обсуждение же каждой задачи в демократический стиле только замедлит команду — она знает, что ей делать, и нуждается только в свободе действий.
Однако преимущества этого стиля скрывают и его недостатки:
- излишняя свобода способна помешать выполнению работы, особенно в малоопытных и немотивированных командах. Может наблюдаться слабая самоорганизация и медленное выполнение задач в отсутствие жестких инструкций и сроков. Например, разработчики могут переключаться с одних задач на другие и срывать сроки выполнения. Руководителю важно отслеживать, чтобы срочные задачи не оставались без внимания и все этапы завершались вовремя, и понимать, почему фокус сместился на другую работу.
- самостоятельное управление в команде может приводить к конфликтам, которые трудно разрешить без единого авторитета;
- энтузиазм сотрудников может угасать, поэтому важно придумывать систему дополнительной мотивации и другие способы поддерживать интерес команды к делу;
- повышается вероятность увольнений. Если понадобятся жесткие рабочие решения, которые не найдут отклика в подчиненных, это может привести к увольнениям. Квалифицированные кадры легко найдут, где реализоваться еще, а вы рискуете потерять их;
- Нужно создать комфортные и прозрачные условия для работы команды, чтобы полностью удовлетворить ее требования для эффективной работы. У профессионалов эти требования могут быть достаточно высоки.
Либеральный стиль руководства стоит применять, когда члены команды достаточно опытны, имеют высокие профессиональные навыки и мотивацию для самоорганизации. Важно, что использовать такой стиль следует только при полном доверии к своим сотрудникам.
👉 Статья про типы корпоративной культуры
Если хотите рассказать о своем кейсе, управленческом опыте или стать соавтором статьи, напишите нашему редактору d.lebedeva@kaiten.io
Как выбирать стили руководства в менеджменте
Для наглядности сравнили основные стили управления по ключевым факторам.
На основе классификации Левина была также разработана управленческая решетка Блэйка-Моутона. Эта матрица — еще один способ понять, к какому стилю тяготеет ваш способ управления и к чему стоит стремиться в той или иной ситуации. Матрица состоит из двух осей, каждая из которых имеет 9 делений. Одна ось отражает интерес к людям, другая — интерес к делу.
Для ее применения нужно оценить по шкале от 1 до 9 степень интереса к потребностям людей, их проблемам и личному развитию. Также нужно оценить от 1 до 9 интерес к делу компании, уровню производительности и целям.
Полученные результаты отмечаются на осях и определяется один из 81 уникальных стилей управления. Эксперты выделили 5 основных стилей руководства. После оценки станет понятно, насколько вы близки к одному из них.
- 1, 1 Примитивное руководство, или недостаток управления. Минимальные усилия во всех аспектах для сохранения текущих позиций.
- 9, 1 Авторитарное руководство, или управление работой. Максимальное внимание к производительности, но интерес к человеческому фактору отсутствует.
- 5, 5 Производственно-социальное руководство, или управление посередине. Баланс между эффективной работой и заботой о людях.
- 1, 9 Социальное руководство или управление людьми. Максимум внимания к нуждам и проблемам людей.
- 9, 9 Командное руководство, или управление участием. Высокая производительность в сочетании с атмосферой доверия и уважения.

Для повышения качества работы и удовлетворенности сотрудников необходимо стремиться к достижению отметки 9 по обеим осям матрицы.
Тем не менее идеального и универсального стиля руководства не существует. В разных ситуациях используются разные стили или их комбинация.
Использование только одного стиля не даст высоких результатов еще и потому, что коллектив состоит из совершенно разных людей: кому-то не подойдет постоянный контроль и строгие указания, других не сможет заставить генерировать идеи свобода действий.
Если неопытному участнику команды необходимо больше свободы или квалифицированному специалисту нужны инструкции — смело применяйте приемы из соответствующих стилей управления, чтобы работник был наиболее продуктивен и спокоен.
Также при найме работников озвучивайте принципы своего подхода, чтобы потенциальные сотрудники понимали, смогут работать по вашему стилю или нет.
Используйте разные стили руководства и смешивайте их в зависимости от ситуации, стоящих задач, квалификации и инициативности команды. Гибкий подбор методов управления повысит качество работы и снизит стресс в коллективе. К тому же это поможет установить атмосферу, располагающую к достижению результатов.
Ищите свой уникальный стиль, чтобы бизнес мог стать успешным с наименьшими потерями, а сотрудники имели возможности для профессионального развития и комфортные условия для работы.
Управляйте работой команды на одном экране — попробуйте Kaiten бесплатно
Попробовать