Просто о стратегии трансформации. Конспект подкаста Kanban Talks
Приведем примеры стратегии цифровой трансформации, поговорим об инструментах и научимся не работать ради работы
Об авторе и госте подкаста Kanban Talks:
Алекс Цыбульник — аккредитованный тренер Канбан стандарт , автор и ведущий подкаста Kanban Talks.
Гость подкаста — Константин Лось, советник руководителей по трансформации.
Что такое стратегия трансформации
Стратегия цифровой трансформации — это исследование собственного опыта, сегодняшнего состояния компании и постановка целей для цифрового развития бизнеса.
Другими словами, это образ будущего. На первый взгляд, это что-то размытое, но, на самом деле, стратегия — это вполне предметная вещь, потому что у нее есть свой набор характеристик и ориентиров. Она помогает построить путь из точки А в точку Б и понять, как сделать бизнес сильнее и уникальнее.
«Стратегия — это не что-то абстрактное и бесполезное, а, наоборот, довольно полезная штука. Она бывает горькой, как лекарство, но несет в себе очень большую ценность».
В зависимости от того, какой образ будущего мы себе представляем, на тех контрольных точках и надо фокусироваться. Они могут быть привязаны к изменениям, внутренним ощущениям и к тому, куда движется рынок.
Два простых примера, на что обращать внимание:
1. Покупка квартиры. Важно понимать, сколько она будет стоить в этом году и нужно ли брать кредит на ремонт. Мы начинаем оценивать риски: как обстоят дела со ставками и стоит ли сейчас инвестировать в недвижимость.
2. Инструменты, с которыми вы сейчас взаимодействуете, — Word или Excel. Надо предусмотреть, насколько ваша стратегия завязана на таких привычных рабочих вещах, потому что в ближайшие полтора года вас может коснуться импортозамещение.
Как не сбиться с пути, двигаясь к точке Б
Одни из главных помощников в стратегии — это кругозор, опыт и насмотренность. Они помогают шире смотреть на вещи и расставлять приоритеты.
«Находясь в глубокой экспертной позиции в какой-то сфере, мы можем упускать вещи, которые происходят рядом. Ценность в том, чтобы их не упускать».
Практически в каждом бизнесе возникают сомнения, на что ориентироваться в первую очередь. В этом может помочь показатель North Star метрики.
North Star метрика (NSM, или метрика Полярной звезды) — это показатель, который лучше всего отражает основную ценность продукта для пользователей.
Правильно выбранная метрика упрощает процесс планирования и обеспечивает компании стабильный и устойчивый рост в долгосрочном периоде.
Разберем три примера. С одной стороны, они очень похожи, но с другой — у них разные задачи планирования. То есть в каждом случае нужно инвестировать свое внимание в разные вещи.
- У вас есть какой-то интернет-ресурс, на котором вы решили продавать рекламу. Потенциальному рекламодателю важно понимать широту ваших охватов. Поэтому важной деталью вашей стратегии будет количество активных пользователей. То есть в приоритет вы должны взять именно этот показатель, а остальные отодвинуть на второй план.
- Вы продаете подписку. В этом случае количество пользователей уже не так важно. Важнее конверсия: сколько непостоянных клиентов купили подписку и стали постоянными.
- Вы стример. Вам важнее не количество зарегистрированных пользователей, а суммы, которые они донатят. Поэтому ваша задача — растить чек.
Другими словами, чтобы двигаться в верном направлении, важно не упускать метрику North Star. Важно не только смотреть широким взглядом за любой динамикой, но и уметь выбирать для себя главный ориентир.
Этапы стратегического планирования на примере маркировки рекламы в Телеграм
По треугольнику Энтони выделяют три уровня стратегии:
1. Стратегический.
На этом уровне начинается долгосрочное планирование, решения определяют дальнейшую бизнес-стратегию. На этом этапе важно найти ресурсы и возможности для достижения цели.
2. Тактический.
Тут мы уже ставим среднесрочные цели и думаем о том, как их достичь: какие ресурсы и на каких условиях привлечь.
3. Оперативный.Цели на этом уровне краткосрочные и не сильно влияют на стратегический план: решаются мелкие повседневные задачи.
Допустим, вы продаете рекламу на своем канале в Телеграм. И выходит новый закон о маркировке, штрафы и непонимание, что с этим вообще делать. Тут-то и начинает работать треугольник Энтони.
Двигаемся по нему сверху вниз, по порядку:
- На стратегическом уровне возникает вопрос: как это отразится на моем заработке.
- На тактическом мы думаем о рисках, размышляем, стоит ли уходить в другие каналы, где маркировка не нужна.
Принимаем решение остаться и делать всё по закону. - На операционном — начинается рабочая рутина: идем к заказчикам и озвучиваем все требования к рекламному посту.
Как донести ценность стратегии и не делать работу ради работы
Адаптация — один из ключевых способов развития. Если условия вокруг меняются, то странно делать вид, что ничего не происходит. А выполнять задачи, которые не принесут результат, — это бессмысленная трата времени и своих возможностей.
«Если мне дают выбор, вариант А — делать бесполезные задачи, и Б — не делать ничего, то я выберу ничего не делать, вместо того чтобы заниматься чушью».
Если открыто транслировать документ стратегии, то на каждом уровне у сотрудников будет формироваться достаточная степень любопытства и интереса к этому документу. Кроме этого, важны инструменты обратной связи. Если руководитель управляет твоим временем, а ты фокусируешь его внимание, то это хорошая коммуникационная стратегия.
Стратегические документы могут содержать около 300 страниц картинок и текста. Важно выделить основное и показать это своим единомышленникам. Должно хватить одного листа, чтобы люди поняли, в какой компании и для чего они работают.
Когда стратегия развития компании станет понятным предметом и полезным инструментом, тогда у нее появится значительно больше заказчиков.
Инструменты, которые пронизывают все уровни стратегии и делают их прозрачными
1. OKR — это методика постановки задач, позволяющая командам формировать измеримые стратегические цели. Она требует большой интеллектуальной трансформации и сильно пересекается с поиском North Star метрики.
То есть, если сегодня вы продали 100 подписок, это не значит, что завтра вам нужно продать 101. Возможно, достаточно и 10, но в тысячу раз дороже.
2. Воркшопы — мероприятия, на которых собираются топ-менеджеры, коллеги из смежных организаций и даже клиенты. Вместе они создают новое коммуникационное пространство и генерируют полезные идеи для бизнеса.
3. Опросы клиентов. Они лучше расскажут о том, что нужно развивать. Мы должны понять, за что клиент готов нам платить и почему он нас выбирает.
Что почитать и посмотреть про стратегию
Послушать аудиоверсию подкаста вы можете на одной из площадок: