Разбираемся в моделях продаж: что такое B2C, B2B и B2G
От того, кому вы стремитесь продать ваш продукт, зависит выбор модели взаимодействия с клиентом. Модели B2C, B2B и B2G по-разному отвечают на вопрос, как именно продавать и выстраивать общение с клиентами. Рассказываем, чем они отличаются, в чем их особенности и какие еще бывают модели.
Какие бывают модели продаж
Всего на рынке взаимодействуют три типа участников:
- Покупатель (consumer, обозначаются «С») — физические лица.
- Бизнес (business, обозначаются «B») — юридические лица.
- Государство (government, обозначаются «G») — государственные учреждения и структуры.
На основе этого существует три основных модели взаимодействия этих участников:
- B2C (business-to-consumer, бизнес для потребителя) — продажа продукта от предприятий людям.
- B2B (business-to-business, бизнес для бизнеса) — продажа продукта от предприятий другим предприятиям.
- B2G (business-to-government, бизнес для государства) — продажа продукта от предприятий государственным учреждениям.
Двойка («two») посередине аббревиатур заменяет созвучное слово «to» (для) и обозначает взаимодействие между участниками.
Первая буква всегда указывает на продавца, а вторая на покупателя. Неважно, продается товар или услуга, главное — кто продает и кому. Это определяет характер отношений между участниками продажи.
Существуют и другие варианты моделей, например, G2C, C2C, G2G и др. Подробнее об этом расскажем ниже.
Модель B2C
В модели B2C организация продает продукт напрямую физическим лицам.
Примеры B2C мы встречаем ежедневно, одна из них — фирма Nike. Она предлагает обычным гражданам купить кроссовки, в офлайн- и онлайн-магазинах.
Мы участвуем в этой модели ежедневно, заказывая на дом пиццу, покупая на улице кофе с собой или отдавая вещи в химчистку. Сюда же относится оплата образования на частных курсах, оформление подписки на онлайн-кинотеатр, покупка абонемента в бассейн или билета на самолет. Всё это — предоставление услуг или товаров от организаций частным лицам.
Особенности модели B2C:
- высокая конкуренция. Так как существует множество организаций, работающих по модели B2C, это создает серьезную конкуренцию. Чтобы выделиться, продавцы уделяют внимание рекламе, узнаваемости бренда, специальным предложениям и скидкам и др.;
- изучение потребностей. Еще одна составляющая продаж по этой модели — исследование конечного потребителя. Конечный потребитель — это реальная целевая аудитория продукта, последнее звено в цепочке сбыта.Физические лица — объективно самый крупный сегмент покупателей. Составление образа своего клиента, изучение его потребностей и платежеспособности необходимо для получения преимуществ перед конкурентами и высоких продаж;
- забота о сервисе. Выделяться можно не только заметной рекламой, но и комфортным взаимодействием: продуманным мобильным приложением и сайтом, физическим магазином в доступной локации, вежливым персоналом. Также компании предлагают частным клиентам разные варианты доставки и оплаты, электронные рассылки с акциями и новинками и др.;
- влияние эмоций. На обычного человека могут оказывать большое влияние эмоции, которые он испытывает перед приобретением товара или услуги. Положительные эмоции стимулируют клиента к покупке, поэтому маркетинг предприятия старается как можно сильнее воздействовать на покупателя. Для этого создается яркая реклама, персонал обучают правильному общению, создается комфортная обстановка в магазинах и офисах и т. д.
Модель B2B
Если компания продает продукт другой компании — это модель B2B. В таких случаях покупатель использует продукт для своих производственных процессов или перепродает его.
Пример B2B — это сервис Кайтен. Компания предоставляет инструменты для визуализации рабочих процессов, чтобы фирмы могли организовать в нем работу своих команд.
Бизнес по этой модели строит множество предприятий — фермерские хозяйства поставляют продукцию в магазины, аутсорсинговые компании оказывают услуги по разработке или рекламе фирмам-заказчикам, производители тканей предлагают ее производителям одежды.
Модель Б2Б имеет следующие отличительные черты:
- ведение документации. Взаимодействие предприятий зачастую связано с отчетностью по каждому этапу сотрудничества. Это накладывает и на покупателя, и на продавца обязанности по согласованию всех нюансов сделки;
- увеличенный цикл продаж. Переговоры, согласование, поставка и другие стадии взаимодействия компаний занимают заметно больше времени, чем при продажах в B2C. Лиц, принимающих решение о покупке, в компании может быть несколько, и подтверждение потребуется от каждого. Увеличенный цикл также приводит к заключению долгосрочных соглашений и продолжительному партнерству, чтобы не начинать процедуру согласования и оформления документов заново при каждой продаже.
- крупные суммы договоров. На рынке существует немало компаний, которые могут позволить себе заключать сделки стоимостью в миллионы рублей.
- малое количество клиентов. Фирм, которым необходимы услуги других компаний намного меньше, чем физических лиц. Поэтому и клиентов у предприятий, работающих для нужд других бизнесов, меньше.
- точно направленная реклама. Предложения компаний, как правило, ориентированы на другую конкретную компанию. При этом фирме достаточно исследовать небольшой круг потенциальных клиентов, чтобы нацелиться на определенную нишу.
- Факты как аргумент к покупке. То, чем отличается B2B от B2C, — это рациональный выбор продавца. В рекламном предложении компании воздействуют не на эмоции заказчика, а на факты, подтверждающие опыт и репутацию продавца.
Модель B2G
Компания может производить продукты и для государственных структур — в таком случае она работает по модели B2G. Сотрудничество с такими предприятиями помогает государству поддерживать необходимое качество своих товаров или услуг для населения.
Пример фирм B2G — компания Boeing. Организация производит авиационную, космическую и военную технику. Ее транспортным оборудованием пользуются государственные департаменты и корпорации, например, Роскосмос.
Не только крупные, но и небольшие компании могут поставлять товары или услуги в рамках модели B2G. Замена окон в муниципальной школе, разработка сайта государственного музея, пошив формы для военнослужащих — всё это могут производить частные предприятия по заказу государства.
Особенности работы по модели B2G включают:
- проведение тендеров. Для поиска исполнителей государство создает тендеры. Компании презентуют себя клиенту и предлагают свои товары или услуги согласно техзаданию, а заказчик уже выбирает подходящего продавца;
- объемные заказы. Государство не станет покупать один катетер для поликлиники — оно сразу закажет большую партию на большую сумму;
- строгая отчетность. При взаимодействии с государственным заказчиком создается и подписывается множество документов — это необходимо для соответствия всем официальным регламентам и учета трат из бюджета.
- долгосрочные проекты. Согласование всех вопросов между покупателем и продавцом может занимать недели, а поставки — месяцы.
- сертификация продавца. Наличие лицензий и сертификатов обязательно для ряда продуктов, так как заказчик сотрудничает только с надежными организациями.
В чем разница между B2C, B2B и B2G
Для удобства сравнили модели B2C, B2B и B2G в таблице.
Критерий | B2C | B2B | B2G |
Лицо, принимающее решение о покупке | Клиент, иногда совместно с близкими | Руководство компании или отделов | Руководители госучреждений совместно с заместителями, финансовым отделом, отделом закупок |
Скорость принятия решений | Быстрая, возможна импульсивность | До нескольких месяцев | До полугода |
Сумма сделки | Небольшая | Крупная | Огромная |
Объем продаж | Небольшой | Крупный | Крупный или огромный |
Цикл продаж | Короткий | Средний или долгий | Долгий |
Реклама и продвижение | Для целевой аудитории | Для конкретного клиента или нескольких | Для государственных структур |
Тип покупателя | Физическое лицо | Компания | Государственные структуры |
Количество клиентов | Много | Мало | Мало |
Оплата заказа | Из личных средств потребителя | Из бюджета организации | Из бюджета государства |
Какие еще бывают модели взаимодействия на рынке
Существуют и другие комбинации трех основных участников рынка для построения экономических отношений. Расскажем о них коротко.
C2C — потребитель для потребителя. Например, сервисы, где частные продавцы публикуют объявления о продаже товаров или услуг — личных вещей, транспорта, недвижимости, выполнении маникюра или уборки — другим обычным людям.
C2B — потребитель для бизнеса. Например, на биржах фрилансеров частные исполнители продают свои услуги по заказу компаний.
C2G — потребитель для государства. Если частное лицо оплачивает стоянку в общественном месте, то оно взаимодействует с государством.
G2C — государство для гражданина. Государство предоставляет товары или услуги гражданам, например, при оказании медпомощи, регистрации брака или выплате пенсии.
G2B — государство для бизнеса. Государство может упростить юридическим лицам коммерческую деятельность. Например, государство может создать сервис госзакупок, в котором организации могут регистрироваться и искать интересующие тендеры и заказчиков.
G2G — государство государству. Государственные структуры взаимодействуют и между собой, например, пересылают корреспонденцию, предоставляют охранные услуги или оборудование.
Вывод
Определив свою целевую аудиторию, вы сможете правильно подобрать модель для взаимодействия с ней. Это поможет эффективно вести переговоры, успешно заключать сделки и повышать продажи в выбранном сегменте.
- B2C. При работе с физическими лицами стоит продумать маркетинговую компанию, в которой вы предложите решение проблем клиентов.
- B2B. Ведущим аргументом для других компаний может стать ваш опыт и репутация на рынке.
- B2G. Для государства же важно сотрудничать с самыми ответственными исполнителями, поэтому нужно получить необходимые сертификаты и соблюсти все формальности и сроки.
Один инструмент — сотни возможностей. Общее пространство для работы с проектами, задачами, командами и документами
Попробовать бесплатно