Автоматический перенос задач из Импорт задач из и
Посмотреть инструкцию

Трансформация процессов при масштабировании бизнеса. Кейс «Самолет»

Как перенести рабочие процессы 150 сотрудников строительной компании в Kaiten

Кейс, Самолет, Kaiten, таск-трекер, бизнес, масштабирование бизнеса

Часто вместе с успехом компании растет и ее штат. Но чем больше появляется обязанностей и сотрудников, тем тяжелее добиться слаженной и эффективной работы, особенно если речь идет о разных направлениях. Мы пообщались с Мирославой Аристовой, сертифицированным Agile-специалистом, которая помогла одной из дирекций компании «Самолет» оптимизировать рабочие процессы с помощью Kaiten.

«Самолет» — одна из крупнейших федеральных компаний в сфере строительства и девелопмента. На сегодняшний день в штате работает более 5 000 сотрудников.

Мирослава пришла в «Самолет» в качестве эксперта по Agile-трансформации, чтобы оптимизировать рабочие процессы в одной из дирекций и адаптировать разнонаправленные команды к новому инструменту.

Рекомендуем прочитать этот кейс, если вы тоже:

  • Управляете крупной компанией или ее отделом.
  • Хотите перейти в Agile и внедрить новый инструмент для визуализации работы.
  • Не готовы совершать типовые ошибки при переходе на гибкие методики управления проектами.
  • Не хотите запутать ни сотрудников, ни рабочие процессы еще больше.

Кто в блокнот, кто в Excel, или Зачем «Самолету» менять метод управления

Итак, Мирославу пригласили, чтобы изменить метод управления в одной дирекции из московского офиса. Дирекция состоит из пяти команд, которые занимаются:

  • разработкой внутренних стандартов для проектирования зданий,
  • архитектурой,
  • расчетом бюджета,
  • ландшафтным дизайном,
  • внутренними интерьерами.

Главной причиной для перемен стало масштабирование команды — за год она выросла с 20 до 150 человек.

Когда команда была небольшой, сотрудники вели задачи кому как удобно: кто-то записывал дела в блокнот, кто-то вел Excel-таблицу, а кто-то использовал Notion или Trello. Все общие вопросы команда обсуждала на совещаниях, а важные новости отправляла коллегам через почту или мессенджеры.

Всех всё устраивало — ребята справлялись со своими задачами и брались за новые. Но с ростом числа сотрудников старые методики управления проектами и командами просто перестали работать.

Поэтому руководство «Самолета» приняло решение искать новый подход, который поможет сделать все рабочие процессы прозрачными, получать срез по ходу проектов, оперативно обнаруживать «буксующие» места и исправлять их.

Была поставлена большая задача: сделать из новообразовавшихся отделов зрелые и самоуправляемые agile-команды.

Этапы Agile-трансформации

К сожалению нельзя просто щелкнуть пальцами и перейти на новую методологию работы за один день. Чтобы переход в Agile прошел без суеты, путаницы и конфликтов, было принято решение разделить поставленную задачу на этапы.

Схема Agile-трансформации

Этап 1. Сбор, анализ и упорядочение существующих рабочих процессов

На этом шаге команда поставила 3 цели.

Цель №1. Визуализировать рабочие процессы

Совместно с командой Мирослава решила не менять уже существующие процессы, а отобразить то, что есть сейчас. Это поможет найти и исправить проблемные места в работе команд позже.

Цель №2. Изменить культуру ведения задач

Под культурой мы подразумеваем ведение коммуникации в инструменте, планирование и другие вопросы, которые коллеги должны решать вместе. Как правило инструмент для ведения задач должен подходить под культуру внутри компании.

Мирослава с командой решили пойти от обратного и выстраивать культуру с опорой на выбранный сервис.

Цель №3. Сделать работу прозрачной

Было необходимо устранить регулярные совещания руководства, на которых они получали сверку о ходе работы. Нужно было сделать рабочие процессы прозрачными и отобразить их в инструменте, чтобы руководители в любой момент могли посмотреть на экран и оценить необходимые данные о проекте. А позже собрать их в отчет и передать на более высокий уровень.

Этап 2. Внедрение гибких методологий, аналитика работы и повышение эффективности сотрудников

Сейчас Мирослава и команда завершили 1 этап:

  • сотрудников подготовили к переходу на новый инструмент,
  • все рабочие процессы визуализированы,
  • собирается аналитика о проделанной работе.

Для второго этапа трансформации команда также поставила несколько целей:

  • Выровнять команды по уровню организации рабочих процессов.
  • Подобрать Agile-методологии, которые подходят каждой конкретной команде и постепенно внедрять их.
  • Выяснить причины срывов сроков и заранее заложить время на необходимые доработки.

Когда «Самолет» завершит 2 этап, мы с Мирославой подготовим еще один кейс, в котором поделится результатами перехода в Agile. В этой статье Мирослава расскажет о том, как перевести 150 человек на новый инструмент и организовать их работу в Kaiten.

Поделитесь своим опытом работы в Kaiten
Если хотите рассказать о своем кейсе, управленческом опыте или стать соавтором статьи, напишите нашему редактору d.lebedeva@kaiten.io

Выбор подходящего инструмента для координации работы

Первым делом нужно было выбрать инструмент для визуализации работы. Руководство подготовило чек-лист обязательных функций для ПО.

В первую очередь таск-трекер должен поддерживать Agile-технологии, чтобы помочь сотрудникам визуализировать их работу. Внутри должна быть встроенная аналитика, чтобы с помощью отчетов находить проблемы в рабочем процессе и решать их.

Руководство «Самолета» хотело установить таск-трекер на свои сервера, чтобы обезопасить конфиденциальные данные компании. Но нужно было выбрать программу от отечественных разработчиков, чтобы не потерять доступ к данным из-за каких-либо обстоятельств.

Чек-лист для выбора таск-трекера
Вот так выглядел чек-лист от руководства

Kaiten подошел «Самолету» почти по всем пунктам. Помимо этого руководство подкупила функция с бесплатными гостевыми пользователями. Так как их дирекция является частью огромной компании и им приходится взаимодействовать с сотрудниками из других отделов (это более 200 человек). Покупать аккаунты для них — невыгодно, поэтому гостевые пользователи стали приятным бонусом.

Сделайте рабочие процессы прозрачными и управляемыми. Попробуйте Kaiten бесплатно

Попробовать

8 шагов для безболезненного перехода в новый инструмент

Главная идея внедрения нового инструмента кроется в том, чтобы он отображал реальные рабочие процессы и не мешал сотрудникам выполнять их работу.

Если вы не знаете, как подружить сотрудников с таск-трекером, можете воспользоваться алгоритмом от компании «Самолет». Мирослава выделила 8 основных шагов и использовала алгоритм для безболезненного перехода команд в новый инструмент:

  1. Соберите группу добровольцев. Любые перемены пугают сотрудников, поэтому при внедрении новых методик или инструментов лучше найти лояльных коллег, которые открыты к трансформации. В «Самолете», например, проводили специальные встречи, чтобы найти добровольцев.
  2. Проводите опросы и интервью, чтобы узнать, как устроен рабочий процесс. Ваша задача собрать всю информацию о том, как работала команда до нового инструмента: есть ли какие-то трекеры, документы, отчеты и встречи — зафиксируйте всё.
  3. Создайте пространство для каждой команды. Как только поговорите с сотрудниками, вы сможете понять, как визуализировать задачи с помощью доски — сколько досок будет на пространстве, какие этапы нужно отразить и т.д. Мирослава, к примеру, создавала макеты досок с руководителями команд.
  4. Перенесите актуальные задачи в новый сервис. Если сотрудники вели задачи в другом таск-трекере, как Trello или Jira, перенесите их в выбранный инструмент. В Kaiten, к примеру, есть функция быстрого импорта задач, что позволит сохранить ценное время и оставить его на обучение. Одна из команд «Самолета» перенесла более 800 задач за 2 дня.
  5. Обучите сотрудников. Не бросайте команду в воду, чтобы та самостоятельно научилась плавать. Покажите, как работать в новом инструменте, отвечайте на вопросы, расскажите о функциях, которые помогут упростить жизнь и улучшить рабочий процесс сотрудникам.
  6. Проводите тестирования и собирайте обратную связь. Всё это поможет улучшить и пространство для работы, и эффективность сотрудников. Можете поставить встречу с группой первопроходцев примерно через 2 недели использования таск-трекера. Ребята зададут вопросы и предложат улучшения, чтобы доработать пространство.
  7. Не трогайте то, что работает. Этот шаг займет у вас примерно 1-2 месяца. Попросите команду работать в созданном пространстве и ничего не менять за это время. Но заведите отдельную карточку или документ, в котором сотрудники могут оставлять свои пожелания и наблюдения. Большинство команд «Самолета» как раз находятся на этом шаге.
  8. Переходите к следующему этапу. Снова организуйте встречу с сотрудниками и доработайте пространство согласно их комментариям. Не забудьте и про аналитику, чтобы найти точки роста и составить дорожную карту — ожидаемые результаты для следующего этапа.

На примерах: как организованы пространства в Kaiten и какие функции сделали работу комфортной

После завершения первого этапа пространства в «Самолете» разделяются на два типа:

  1. У каждой команды есть свое отдельное пространство для ведения задач.
  2. У руководства есть пространство, на котором добавлены доски всех отделов, чтобы отслеживать работу всех команд на одном экране.

Так, например, выглядит пространство самого высокоуровневого руководителя. Здесь есть доска с его личными задачами, а также доски других отделов:

Пример канбан-доски руководителя

Достаточно пройтись одним взглядом по пространству, чтобы оценить прогресс выполнения задач.

Если нужно проанализировать работу сотрудников, можно перейти во вкладку с аналитикой и данные соберутся по всем направлениям. Сделать это можно с помощью Накопительной диаграммы потока.

Если говорить о сотрудниках, то они имеют доступ только к своим отдельным пространствам.

Доски сотрудников

Также в«Самолете» есть отдел, который пошел путем другим путем. Суть в том, что некоторые команды очень тесно сотрудничают друг с другом, а значит «закрыться» и работать только на своей доске просто не получится. Для решения этой проблемы Мирослава собрала доски разных команд на одном пространстве.

Доски разных команд на одном пространстве
Пространство «Управление разработки стандартов». Здесь разные доски для всего управления собраны все вместе

Как зафиксировать верхнеуровневые задачи на пространствах отделов

Для этого в «Самолете» используют функцию привязки досок. К примеру, доска с вехами находится на общем пространстве руководства, а на пространствах команд закрепляется в левой части экрана. Сотрудники могут перетаскивать и декомпозировать поступающие задачи с помощью дочерних карточек или чек-листов.

Отображение закрепленной доски
К примеру, так выглядит доска верхнеуровневыми задачами закреплена на пространстве команды «Благоустройство»

Если карточка декомпозируется с помощью чек-листов, то для каждого пункта назначается ответственный сотрудник. Позже эта функция поможет отследить временной прогресс по выполнению проекта. На скриншоте ниже эти временные промежутки показаны зеленым, а примерный прогресс отмечается в процентах.

Отслеживание рабочего прогресса с помощью чек-листов

Руководители, привыкшие к отслеживанию статуса задач в Excel, используют табличный вид пространства. Каждая задача отображается в строках таблицы, а в колонках видна вся информация о статусе задачи.

Отображение задач на доске в виде таблицы

Промежуточные результаты за 3 месяца трансформации

Как мы уже отмечали, «Самолет» совсем недавно начал свою Agile-трансформацию. На момент подготовки материала в Kaiten работает более 90% сотрудников, рабочие процессы визуализированы, актуальные задачи перенесены, а работники осваивают работу с новым сервисом.

«Важный и неочевидный эффект, который мы получили — команды оказались сильно вовлечены в процесс. Добиться этого помог индивидуальный подход к каждой команде и те 8 шагов, о которых я говорила. Это важный момент для последующего перехода к Agile и создания к самоорганизующихся команд.

Один из главных результатов – это избавиться от совещаний по сверкам статусов, и чтобы вся коммуникация была внутри Kaiten. Мы сейчас за этим активно следим, и руководители занимают проактивную позицию в этом вопросе», — Мирослава Аристова.

Следующий шаг для компании «Самолет» — внедрение гибких методов управления и повышение эффективности работы команд с опорой на аналитику. Продолжение следует!

Успешные компании уже используют Kaiten. Попробуйте расширенный функционал на своем проекте бесплатно.

qiwi сколково abbyy эксмо skyeng home credit додо пицца мегафон

Попробовать

Получите подробную презентацию Kaiten

Укажите email — куда отправить презентацию
Email *
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь получать письма от Kaiten, и также соглашаетесь с  условиями обработки персональных данных.