В 2021 г. Atlassian перестает продавать лицензии на Jira Server, какие альтернативы?
Atlassian останавливает продажи серверной версии в 2021 году и повышает стоимость обновлений, тем самым мотивируя компании переходить в облачную версию.
Переход в облако предполагает понижение уровня безопасности – на это компании не могут пойти, а переход в Jira Data Center сильно удорожает решение.
Возьмем стоимость для 15 000 пользователей.
Если раньше нужно было заплатить в первый год $200 000, и докупать ежегодно обновления в 50% стоимости лицензий ($100 000), то при переходе в Data Center вы теряете возможность "отказаться от обновлений" и платите ежегодно дороже чем приобретение.
За 5 лет после перехода с Jira Server в Jira Data Center вы дополнительно потратите $952000.
Многие клиенты уже сейчас рассматривают замены Jira и Confluence, чтобы заранее спланировать переезд на современный инструмент для управления рабочими процессами.
В этой статье разберем критерии, которым должна соответствовать новая система, чтобы при планировании перехода вы имели готовый список требований к новому инструменту.
Удобство для менеджеров и не IT-персонала
Интерфейс таск-трекера Jira сложен. Продукт довольно старый и был в самом начале спроектирован для работы над ошибками в программном обеспечении (bug tracker). Все развитие данного продукта построено вокруг установки разного рода дополнений и их интеграции. В итоге это привело к достаточно "тяжелому" интерфейсу и он как правило непонятен людям, которым нужно просто создать задачу.
В тех компаниях, которые активно используют Jira, менеджеры как правило имеют еще ряд инструментов, использование которых обусловленно именно невозможность с легкостью решить в Jira некоторые простые задачи.
Принуждение коллектива к использованию сложных инструментов негативно сказывается на продуктивности сотрудников и их общей мотивации к работе.
Контролировать обмен информацией между сотрудниками в век когда у каждого в смартфоне есть доступ к магазину удобных приложений – невозможно. Если вы не даете своим коллегам удобного инструмента сегодня, то скорее всего они уже решают задачи вашей компании в облаке, загружая туда конфиденциальные документы, платят за него сами, а вы про это можете только догадываться. Поэтому удобство становится крайне важным аспектом в том числе для службы безопасности.
Вячеслав Цырульник, CEO Kaiten
Критерии удобства:
- простота в освоении и решении базовых задач (создание досок, построение планов, написание документов, приглашение коллег), могут работать все пользователи вне зависимости от квалификации;
- скорость реакции интерфейса на операции с задачами;
- доступ с любых устройств;
- доступ к (безопасным) настройкам своей рабочей области без необходимости привлекать администраторов;
- проведено несколько пилотных проектов в разных департаментах, получена положительная обратная связь.
Производительность и стоимость масштабирования
Система должна из коробки поддерживать масштабирование простым и понятным для системных администраторов способом.
Как известно, Java, которая используется в продуктах Atlassian, достаточно требовательна к оперативной памяти и установка решений на Java требует немалых вложений в серверное оборудование, когда речь идет о большом количестве пользователей.
Рекомендуется рассмотреть решения, которые используют микросервисную архитектуру и умеют горизонтально масштабироваться. Такая архитектура позволяет точечно увеличивать мощности тех частей программного обеспечения, которые не справляются с нагрузкой. Решения на микросервисной архитектуре позволяют компании размещать программное обеспечение на виртуальных мощностях (которые как правило имеются в любой большой компании) и масштабировать их в любой момент времени.
Критерии производительности:
- микросервисная архитектура;
- возможность горизонтально и вертикально масштабироваться на виртуальных мощностях компаний;
- используются проверенные, распространенные и хорошо задокументированные open source решения;
- простая процедура установки обновлений.
Поддержка гибких подходов к управлению рабочими процессами
Каждая большая компания активно нанимает тренеров по гибких подходам (Scrum, Kanban), формирует у себя очень сильную экспертизу по этому направлению и выбирает те инструменты, которые соответствуют новым культурным ценностям.
- Инструмент не должен иметь антипаттернов, пропагандирующих неверное или неполное использование методов;
- Инструмент должен иметь все необходимые аналитические отчеты;
- Инструмент должен быть адаптивен к изменяющимся процессам команд, и не навязывать единые стандарты в разные по типу процессов команды;
- Инструмент должен быть технически открытым, позволять использовать его посредством программных интерфейсов для реализации любых типов интеграций.
Критерии поддержки гибких подходов:
- Поддержка Scrum, отвечающая современному пониманию данного фреймворка, и отсутствие антипаттернов, пропагандирующих неверное использование
- Поддержка Kanban и самых распространенных аналитических отчетов, опирающихся на статистические данные для сбора метрик производительности команд и работы с рисками по срокам
- Поддержка User Story Mapping
Поддержка управления иерархическими структурами (Портфель проектов)
Задачи есть на разных уровня производственной иерархии. Если мы возьмем компанию с несколько сотнями сотрудников, то базово выделяются следующие уровни потоков задач:
- Стратегические цели
- Портфель проектов
- Задачи команд верхнего уровня
- Задачи команд декомпозиция
Практики Jira знают – для работы с подобными структурами компании, как правило, вынуждены покупать дополнительные дорогие дополнения.
Критерии работы с иерархическими структурами:
- управления сложными иерархиями задач доступно из коробки без дополнительных модулей;
- задачи могут быть распределены по разным проектам и департаментам, с разграничением доступа на любом из уровней иерархии;
- возможность собирать отчеты в разрезе любых веток данной иерархии;
- наличие модуля верхнеуровневного планирования по проектам.
Решение сопутствующих задач
Atlassian и предполагает достаточно богатый спектр решений, которые дополняют Jira, но все они являются обособленными продуктами. Стоимость лицензии кратно вырастает как только мы начинаем смотреть в сторону решения сопутствующих задач.
Надо честно признаться, что такие продукты как "репозитарий кода" (BitBucket) на самом деле являются полноценным решением и могут существовать отдельно от Jira. Документы, например, всегда неотъемлемая часть работы любой компании.
Критерии выбора:
- работа с документами и другими распространенными повседневными задачами (например, учет времени и отчетность) доступна из коробки без доплат;
- получение задач по почте, коммуникация с внешними подрядчиками не должны приводить к существенному удорожанию решения.
Интеграция c DWH и BI и системами авторизации компании
Как просто система интегрируется с вашими аналитическими инструментами и системами авторизации?
Критерии:
- есть возможность напрямую обращаться к базам данных программного решения;
- API хорошо задокументировано и предлагает программный интерфейс для запроса данных по современным спецификациям (REST API);
- есть возможность управлять доступом сотрудников через свою доменную авторизацию (SSO, например LDAP, ADFS, Google Workspaces и др.).
Поддержка пользователей
В современном мире один из важнейших критериев выбора конечными потребителями продуктов - качество сервиса при возникновении проблем. Пользователи больше доверяют и любят те системы, которые быстро реагируют на их обратную связь, даже если такие сервисы по другим техническим параметрам проигрывают конкурентам.
Критерии поддержки пользователей:
- Пользователи получают обратную связь по их запросам в короткий срок;
- Служба поддержки говорит на языке пользователей (на русском);
- Пользовательские запросы прозрачно анализируются и реализуются, если помогают системе стать лучше;
- Компания не держит годами открытые ошибки, на которые жалуются тысячи пользователей (да-да, вы наверняка понимаете о чем речь).
Коллективное владение инструментом
Наличие внутри компании обособленного отдела, который отвечает за настройку Jira – кажется хорошая идея, но часто это приводит к следующим проблемам:
- Стандартизация рабочих процессов - многие команды вынуждены использовать шаблон, который им не совсем подходит (или совсем не подходит);
- Простые вопросы настройки могут занимать месяцы, так как отдел перегружен работой, и система приоритизации запросов в нем непрозрачна.
Критерии выбора:
- возможность делегировать права администрирования участников системы в ограниченной области (команда / проект) без дополнительных плагинов и существенных доплат;
- возможность давать пользователям оптимизировать / менять их собственные рабочие процессы внутри инструмента.
Стоимость решения
Нередко система выбирается по стоимости лицензий, а затраты, которые происходят из-за:
- доработки инструмента под свои нужды;
- создания департамента для поддержки программного решения;
- траты на оборудования;
не учитываются. А эти затраты могут быть сопоставимы со стоимостью лицензий.
Критерии по стоимости:
- Стоимость лицензий, сетка скидок в зависимости от количества пользователей и тарифного периода
- Наличие безлимитной лицензии (как правило от 10000 пользователей)
- Стоимость оборудования
- Стоимость обслуживания внутренняя (свой штат, то есть ФОТ - поддержка оборудования, пользователей)
- Стоимость обслуживания внешняя (возможность и стоимость доработок)
- Стоимость перехода на другой инструмент (да, и такое нужно примерно учитывать)
Какие альтернативы?
Мы предлагаем вам попробовать Кайтен — современную визуальную систему управления рабочими процессами и качественный аналог Jira от отечественных разработчиков.
Компании, которые уже сделали свой выбор в сторону Кайтена:
- QIWI
- HomeCredit
- REG.RU
- Додо Пицца и другие
Интересные статьи
Хотите попробовать Кайтен бесплатно – регистрация.