Кто такой тимлид, зачем он нужен команде и как до него дорасти

В сфере IT постоянно возникают новые роли и должности, и одна из ключевых — это тимлид.

Ирина Филякина, эксперт в области HR более 10 лет и экс-директор по персоналу в компании Рег.ру, рассказала, кто такой тим лидер, зачем нужен команде и как стать тимлидом.

Кто такой тимлид

В зависимости от структуры компании, роль тимлида может включать в себя разные зоны ответственности. Но есть и общее определение.

Тимлид (Team lead) — это лидер команды специалистов (разработчиков, тестировщиков или, например, дизайнеров), чья роль выходит за рамки технических задач и включает в себя менеджеринг.

Задачи тимлида

Административные. Сюда входит:

  • управление человеческими ресурсами (решение о приеме, переводе или увольнении, а также мотивация сотрудников),
  • организационные вопросы своей команды (помощь, ответы на волнующие вопросы, согласования),
  • бюджетирование.

Технические. В случае если в команде не выделена отдельная роль техлида, именно тимлид определяет:

  • стандарты качества и стек технологий,
  • принимает участие в разработке продукта,
  • предлагает технические решения,
  • оптимизирует процессы,
  • гарантирует техническую целостность проекта.

Развивающие. Это значит, что тимлид развивает специалистов своего направления. А именно:

  • заботится о профессиональном и карьерном развитии членов команды,
  • определяет потребности в обучении,
  • поддерживает в получении новых знаний и навыков,
  • выступает в роли наставника,
  • регулярно проводит оценку работы специалистов и дает обратную связь.

Чем отличается от других должностей

В аджайл командах роль тимлида часто размывается между техлидом, скрам-мастером и владельцем продукта. Но у каждой из них есть нюансы. Давайте разбираться.

Техлид — кто это?

Технический лидер, или техлид (Tech Lead), — это человек, который определяет архитектуру и технологические решения. Можно сказать, что он фокусируется на техническом мастерстве.

Особенности. Важной частью работы техлида является обеспечение технической согласованности и наилучшего исполнения проекта, что делает его ключевой фигурой в техническом успехе проекта.

В отличие от техлида, тимлид должен также обладать развитыми навыками менеджмента и коммуникации.

Скрам-мастер — кто это?

Скрам-мастер (Scrum Master) — специалист, который помогает команде следовать принципам и практикам Scrum. Он решает возникающие проблемы, помогает улучшать процессы, организует совещания (например: дейли стендапы, ретроспективы) и обучает команду принципам гибкой разработки.

Особенности. Роль скрам-мастера заключается в повышении эффективности работы команды и внедрении гибких методологий, что требует хороших навыков координирования и коммуникации.

В отличие от тимлида, скрам-мастер настраивает продуктивную и мотивированную среду в команде, но не может закрыть вопрос с развитием хард скиллов.

Владелец продукта — кто это?

Владелец продукта (Product Owner) — сотрудник, отвечающий за видение продукта и его соответствие потребностям рынка и целям бизнеса. Он управляет продуктовым бэклогом, определяет приоритеты разработки, анализирует рынок, аккумулирует и исследует обратную связь от заказчика и пользователя.

Особенности. Эта роль требует глубокого понимания рынка и потребностей клиентов, а также умения балансировать между техническими возможностями и бизнес-целями.

В отличие от тимлида, владелец продукта отвечает за весь продукт, а не за конкретных специалистов команды.

Как стать тимлидом

Путь от специалиста до тимлида начинается с развития технических навыков. Но, после того как вы достигли уровня эксперта, необходимо прокачать еще и софт скиллы.

Например, пригодятся:

  • коммуникативные навыки, высокий эмоциональный интеллект и умение работать с конфликтными ситуациями;
  • лидерские навыки, умение вдохновлять, определять приоритеты и развивать сотрудников;
  • тайм-менеджмент, планирование, определение приоритетов и умение брать на себя ответственность за принятые решения;
  • гибкость и умение работать в условиях неопределенности, что особенно актуально в Agile-командах.

Если вы чувствуете в себе задатки тимлида, то вырасти можно как внутри компании, так и за ее пределами.

Если хотите остаться в компании, сначала расскажите о своем желании развиваться своему руководителю и HR. Далее пройдите оценку и выявите, каких навыков вам не достает, чтобы начать их нарабатывать.

Участвуйте во внутренних обучениях и конкурсах на открытые позиции. И ни в коем случае не опускайте руки, если вам не удалось получить роль тимлида с первой попытки. Такое часто случается. Воспринимайте это как попытку и возможность протестировать себя, которая поможет выявить необходимые зоны развития.

Если не получилось найти подходящую роль внутри компании, попробуйте поискать открытые вакансии на рынке. Проанализируйте актуальные позиции и сформируйте свое резюме так, чтобы показать необходимый для работодателя опыт и скиллы. Как вариант, можете попросить друзей и знакомых помочь с поиском и рекомендациями.

Нужно ли становиться тимлидом

Эта роль предлагает не только повышение в иерархии и зарплате, но и новые вызовы: управление командой, решение конфликтов, построение процессов. Часто это также предполагает отход от чисто технической работы, что может подойти не всем.

Важно помнить, что быть тимлидом — значит постоянно развиваться в различных направлениях: от технических знаний до умений в управлении и коммуникации. Истории успеха и примеры из реальной жизни показывают, что эту роль могут выполнять разные специалисты. Главное — желание расти и развиваться в этом направлении.

Коротко о главном

Тимлид решает разные задачи: как административные, так и технические. И развивает команду.

Для того чтобы стать тимлидом, нет одного пути или универсальной формулы. Можно обучиться и целенаправленно искать эту вакансию на рынке, а можно вырасти из обычного члена команды внутри своей компании.

Kaiten — российский сервис для совместной работы Все процессы компании в одном месте: проекты, задачи, цели, сотрудники, документы, переписки, отчеты, заявки.
Попробовать бесплатно