Crystal-методология: кристальная ясность в работе и взаимодействиях

Рассказываем о малоизвестном фреймворке Agile для построения рабочих процессов через коммуникацию в команде

Crystal-методология: кристальная ясность в работе и взаимодействиях

Стремясь к быстрым результатам, менеджеры проекта пробуют самые известные методологии. Но популярность подхода — еще не гарант того, что он идеально подойдет для вашей команды. Возможно, идеальное решение кроется в непривычных инструментах.

В статье рассказываем о малоизвестном семействе методов Crystal как об одном из фреймворков Agile-подхода, его особенностях, преимуществах и недостатках.

Подход Agile и методология Crystal в управлении проектами

Agile — это семейство методологий, включающее в себя подходы для улучшения конечного продукта и совершенствования рабочих процессов по его разработке.

Отличительными особенностями методов Agile выступает высокая гибкость и скорость в принятии решений и адаптации к изменениям в работе, а также полная прозрачность всех рабочих процессов.

Самые известные методы Agile — Kanban и Scrum. Их использует множество современных команд в области IT, маркетинга, производства, рекламы, HR и других сфер бизнеса.

Однако существуют не такие популярные, но не менее полезные подходы, среди которых — методология Crystal. Как и Agile, она ориентирована на гибкость и адаптивность процессов, а также тесное сотрудничество в команде.

Что такое Crystal-методология

Crystal — это семейство методологий для разработки программных продуктов. 

Подход предлагает командам адаптировать процессы под свои задачи, минимизируя формальности и концентрируясь на людях и постоянном общении. Он подходит проектам с непредсказуемыми изменениями, где важна гибкость и свобода действий.

Это подход предложил Алистер Кокберн, американский ученый-компьютерщик, в 1998 году в качестве альтернативы более «жестким» и структурированным методологиям, таким как Scrum и XP (Extreme Programming). Кокберн является одним из авторов манифеста гибкой разработки ПО , который содержит основные принципы Agile.

В основе методики лежит 3 основных принципа, которые Кокберн сформулировал в 2004 году:

  • быстрая доставка полезного кода. Программный код должен внедряться меньшими объемами, но часто;
  • усовершенствование через обратную связь. Каждое улучшение продукта должно быть основано на совместном анализе успехов и ошибок в процессе ретроспективы;
  • «осмотическая» коммуникация. Это создание пространства, где информация по проекту словно «витает» в воздухе. Участники команды могут включаться в разговор и выключаться из него, улавливать нужные данные, неосознанно усваивать их и применять в процессе работы. Например, команда работает в общем помещении, где сотрудники обсуждают задачи и вопросы по проекту. Специалист техподдержки оповещает дизайнера, что клиенты не всегда видят баннер с акцией на сайте. В то же время программист, слушая их разговор, задумывается о добавлении нового раздела с акционными предложениями и заметной кнопкой для перехода на страницу акций.

Также вклад в понимание метода и применение его принципов сделал системный администратор Марсель Вагерманн — автор эссе о применении принципов разработки программных продуктов с помощью Crystal Clear, Agile и Scrum.

Основные характеристики методологии Crystal

Чаще всего Crystal применяют для краткосрочных проектов и для команд, работающих в едином рабочем пространстве, так как постоянное общение — одна из основ методологии.

В основе Crystal лежит идея, что каждая команда и каждый проект уникальны, поэтому разработчики должны сами адаптировать процессы и инструменты в зависимости от контекста продукта. 

Основные особенности методологии Crystal:

  1. Гибкость и адаптация. Crystal допускает изменение процессов по мере необходимости, в зависимости от требований проекта и состава команды. Это позволяет более точно и максимально быстро реагировать на изменения.
  2. Коммуникация и фокус на людях. Подход придает большое значение общению внутри команды. При этом участники вовлекаются в наиболее предпочтительные для них задачи.
  3. Прозрачность и обратная связь. Регулярные ревью и анализ текущего состояния проекта каждые несколько недель/дней помогают вовремя получать обратную связь и корректировать планы.
  4. Минимум документации и формальных процедур. Crystal стремится сократить бюрократические процессы и объем документации. Акцент в работе делается на работающий продукт и результат.
  5. Безопасность и свобода мнений. В команде не бывает плохих предложений — все участники должны чувствовать себя безопасно и комфортно, открыто высказывая свои идеи и обсуждая мнения.
  6. Точное понимание задач. Все члены коллектива в любой момент времени знают, что им нужно делать и двигаются вместе к общим целям.
  7. Ответственность за работу. Методы Crystal поощряют лидерство, позволяют участникам брать на себя ответственность за задачи и принимать решения для успеха проекта.
  8. Постоянное обучение. Подход делает упор на непрерывное получение командой новых навыков и опыта, которые они смогут применить в своей работе по проекту.
  9. Обратная связь клиентов. В рамках проекта важно получение отзывов целевой аудитории, вовлечение пользователей в процесс разработки продукта. Это помогает повышать их удовлетворенность продуктом.

Crystal и Agile: общие черты и различия

Crystal — один из методов семейства Agile, поэтому наследует его ключевые принципы:

  • Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов 

Crystal акцентирует внимание на индивидуальности членов команды и их взаимодействии. Согласно подходу, основную роль в успехе проекта играют люди, а не жесткие процессы. Коммуникация внутри команды и с заказчиками должна быть интенсивной, предпочтение отдается живому общению. Это позволяет быстрее решать проблемы и находить оптимальные решения.

  • Работающий продукт важнее исчерпывающей документации

Одной из ключевых идей Crystal является создание работающего продукта с минимальными формальностями. Документация в Crystal используется только в той мере, в какой она необходима для успешной разработки. Главный акцент делается на регулярных поставках работающих версий продукта, которые можно показывать заказчику для получения обратной связи.

  • Сотрудничество с заказчиком

Crystal поддерживает тесное сотрудничество с клиентом на протяжении всего жизненного цикла проекта. Регулярные встречи с заказчиком позволяют гибко реагировать на изменения требований и адаптировать продукт к новым потребностям бизнеса.

  • Готовность к изменениям важнее следования плану

Один из ключевых аспектов Crystal — это гибкость и адаптивность. Методология предполагает, что проекты должны быть готовы к изменениям в любое время. Команды в Crystal не придерживаются строгих планов или расписаний: вместо этого они фокусируются на возможности быстро менять направление.

  • Мотивированные и квалифицированные команды

В зависимости от проекта, команды могут адаптировать свои процессы и подходы. Это означает, что каждый участник вносит свой вклад в организацию рабочего процесса, распределение задач и ответственность за конечный результат. Такой подход подчеркивает важность ответственности команды за результат, свободы действий и способности самостоятельно принимать решения.

  • Регулярный анализ и работа над ошибками

Методология Crystal поддерживает идею постоянного улучшения процессов и результатов через регулярные ретроспективы и получение обратной связи. Команды регулярно оценивают свои результаты и корректируют процессы, исходя из полученного опыта.

При этом Crystal выделяется среди других подходов к разработке продуктов. Он не предлагает универсальные методы, а является настраиваемой системой. Команды могут самостоятельно адаптировать подход под свои нужды. 

Основные отличия методики Crystal от Kanban и Scrum:

Признаки

Crystal 

Kanban

Scrum

Роли в команде

Самоорганизующиеся команды. Сотрудники сами берут ответственность за задачи и определяют лидера

Есть роли, которые распределяет менеджер проекта

Жестко определенные роли в работе

Документация

Минимум документации, формальных процедур и планирования

Документация и планирование проекта важны для расчета его сроков и бюджета

Обязательные ритуалы (спринты, ретроспективы и т. д.), документирование проекта в виде бэклога

Добавление задач в работу

Полная гибкость в добавлении и отказе от задач

Можно добавлять новые задачи в работу в любой момент, они должны пройти все этапы на Канбан-доске до полного завершения

Нельзя вносить изменения в спринт после его начала

Внесение изменений в план работы

Можно принимать любые изменения в соответствии с требованиями проекта и размером команды

Изменения приоритетов и порядка задач допустимы в зависимости от меняющихся требований к продукту

Строго фиксированные задачи в цикле разработки. Новые задачи добавляются в следующий спринт

Оценка работы

Оценка задач не производится

Оценка задач не обязательна, подсчитывается только среднее время на задачу

Оценка задачи в часах или Story-поинтах перед стартом спринта

Методология и размер команд

Есть разные методы для каждого типа проектов, в зависимости от количества людей, работающих в команде

Методы и размер команд может меняться в зависимости от новых требований к проекту и продукту

Независимо от размера команды применяется единая методология. Количество Scrum-команд может увеличиваться, но размер отдельной Scrum-команды остается неизменным

Основные циклы разработки по Crystal

Разработка продуктов по методу Crystal чаще всего предполагает работу в виде циклов и итераций. Каждый цикл устанавливает перечень задач для команды.

1. Проект. Это самая крупная сущность, включающая в себя все циклы и этапы работы над продуктом. Проект включает в себя:

  • подготовку: определение состава команды, исследование потенциальной пользы продукта, определение методов разработки;
  • серию из двух и более циклов доставки ценности клиенту;
  • завершение — анализ проделанной работы.

2. Доставка ценности.  Это часть проекта, предполагающая работу над конкретными функциями продукта. Длится от 1 недели до 3 месяцев. Включает:

  • повторное обсуждение и корректировку плана выпуска программного обеспечения, 
  • несколько итераций по созданию кода, 
  • доставку интегрированного и протестированного кода реальным пользователям,
  • завершение с разбором выполненных задач и допущенных ошибок.

3. Итерация. Основной этап доставки ценности. Состоит из 3 больших частей:

  • планирование,
  • выполнение намеченных задач,
  • завершение с анализом работы.

4. Рабочая неделя/день. Из рабочих дней и недель состоят итерации работы над продуктом. Каждый проект предполагает деление цикла на единицы времени — день или неделю, в зависимости от формата проекта и команды. Это важно для планирования регулярных встреч отделов, отчетов заказчику, проведения обучающих семинаров и т. д.

5. Интеграция. Длительность от 30 минут до 3 дней. Интеграции включены в состав рабочих недель и дней. Интеграция включает:

  • эпизоды разработки,
  • интеграцию кода,
  • тестирование системы.

В одних командах процесс разработки не прекращается, в других — интеграция происходит раз в день или несколько раз в неделю. 

6. Эпизод разработки. Длится от 15 минут до нескольких дней.

Эпизоды разработки — самая мелкая проектная сущность. Они состоят из написания и проверки фрагмента кода.

Семейство методов Crystal для разных команд

Методы подхода Crystal имеют цветовую маркировку и предназначены для команд разного размера.

Это позволяет подобрать набор инструментов и оптимизировать их под конкретный размер команды и проект.

  • Crystal Clear. Команды до 6 человек. Проекты отличаются коротким сроком, быстрыми итерациями разработки, интенсивными коммуникациями, минимальным ведением документации.
  • Crystal Yellow. Команды от 7 до 20 человек. Применяется автоматизированное тестирование кода, документация ведется умеренно.
  • Crystal Orange. Команды от 21 до 40 человек. Подходит для средних проектов, длящихся 1-2 года. Предполагает больше формальных процедур и более строгую структуру ролей и процессов, но с сохранением гибкости и готовности к изменениям. 
  • Crystal Orange Web. Подвид метода Crystal Orange, для которого характерна открытая и развивающаяся база кода и работа не над одним проектом, а над рядом инициатив.
  • Crystal Red. Команды от 41 до 80 человек. Команда может разделяться на отделы. Из-за более сложной структуры предполагает более строгие процессы, четкое распределение ролей и зон ответственности, более детальную документацию проекта.
  • Crystal Maroon. Команды от 81 до 200 человек. Применяется для крупных проектов, конкретные подходы и инструменты зависят от специфики разрабатываемого продукта.

Crystal Sapphire и Crystal Diamond. Используются для очень крупных команд более 200 человек и критически важных проектов, связанных с потенциальным риском для жизни человека.

💡
Как еще можно адаптировать Agile под крупную команду, читайте в статьях Kaiten о методологиях LeSS и SAFe.

Преимущества и недостатки подхода Crystal

Рассмотрим преимущества и недостатки методологии, которые помогут принять решение о ее внедрении или отказе от подхода. 

Преимущества:

  • совместная работа. Подход облегчает и улучшает взаимодействие в команде, объединяет сотрудников в достижении цели. Прямое общение также может сократить расходы на управляющих в небольших командах;
  • адаптивность. Гибкость в организации работы и выборе инструментов позволяет команде эффективно реагировать на новые требования к продукту и условия на рынке;
  • расширение прав и возможностей. Команда сама выбирает лидеров и ответственных за определенные задачи сотрудников;
  • быстрая доставка ценности потребителю. Подход позволяет команде быстрее доставлять пользователям работающий продукт, помогая получить конкурентное преимущество на рынке в виде скорости поставки ценности;
  • высокое качество. Методика позволяет выявлять и устранять ошибки на ранней стадии разработки, что приводит к повышению качества продукта;
  • повышение удовлетворенности клиентов. Обратная связь — один из основных факторов фреймворка, который помогает полностью удовлетворить клиентские ожидания.

Недостатки:

  • неопределенность. Отсутствие заранее определенных планов может привести к путанице в процессе работы;
  • высокие требования к самоорганизации. Команды, которые привыкли к более строгим и нормативным подходам, могут столкнуться с трудностями в адаптации к свободной структуре Crystal. Им может не хватить ясности в распределении ролей и обязанностей, что ведет за собой конфликты и потерю концентрации на задачах; 
  • требования к физическому присутствию. Не все принципы подхода можно реализовать для удаленных команд. Например, осмотическая коммуникация требует присутствия сотрудников в едином рабочем пространстве;
  • недостаток документации. Акцент фреймворка на коммуникацию может привести к нехватке важной документации. Это не подходит проектам со строгими требованиями и четкой структурой, которая, как правило, описывается в документации;
  • отсутствие контроля передачи информации. Осмотическая коммуникация может привести к неформальному обмену данными по проекту, точность и полноту которой может быть трудно отслеживать. Собирать и управлять всеми данными по проекту могут помочь таск-трекеры.

При внедрении Crystal стоит учесть и плюсы, и минусы подхода, чтобы использовать максимум его преимуществ и минимизировать влияние недостатков на результат.

Коротко о главном

Методология Crystal подойдет для стартапов и небольших команд, а также может быть адаптирована для крупномасштабных проектов.

Основные принципы методики это:

  • быстрая разработка короткими итерациями;
  • ориентация на людей в команде — их комфорт, свободу мнения и принятия решений, обучение;
  • постоянная коммуникация и сотрудничество участников проекта;
  • высокая гибкость в выборе инструментов и построении процессов для быстрого реагирования на любые изменения;
  • отсутствие строгих планов, четкой структуры ролей, большого объема документации и формальных процедур.

Crystal не накладывает строгих рамок на процессы, предлагая командам самостоятельно выбирать подходы в зависимости от их размера, критичности проекта и его требований. В отличие от методов Kanban и Scrum, методика не привязана к обязательным ритуалам, четкому планированию и структуре ролей, и позволяет строить и менять процессы по ходу проекта.

Основная ценность подхода заключается в том, что он подчеркивает важность человеческого взаимодействия и общения.

Методика отлично подходит для команд, которые сталкиваются с частыми изменениями требований и предпочитают гибкий подход к планированию, а также для краткосрочных проектов.

Все рабочие процессы компании в одном сервисе
Попробуйте Kaiten бесплатно. Сделайте работу команд прозрачной и управляемой
Сделайте рабочий процесс наглядным, наблюдайте за этапами выполнения задач, назначайте ответственных и контролируйте сроки. Узнать подробнее
Детально планируйте проекты на временной шкале, следите за прогрессом по задачам, распределяйте трудозатраты сотрудников. Узнать подробнее
Совместно с коллегами создавайте и редактируйте документы, ведите базу знаний компании, храните важную информацию в одном месте с задачами. Узнать подробнее
Получайте развернутые отчеты о работе команд: от фактически затраченного времени до выполнения сроков и количества выполненных задач. Узнать подробнее
Управление задачамиУправление проектамиРабота с документамиОтчеты

Получите подробную презентацию Kaiten

Укажите email — куда отправить презентацию
Email *
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь получать письма от Kaiten, и также соглашаетесь с  условиями обработки персональных данных.